Главная
Оглавление
Назад
Вперед...

Введение.

Человечество на краю бездны.

Основная мысль работы заключается в том, история человечества вырыла себе такую яму, выбраться из которой у него не много шансов. И основная часть современного человечества, вернее, та часть его, которую это еще волнует, и которая не утратила до конца способности думать, должна понять, в чем состоят эти шансы, а затем сделать все возможное и не возможное, чтобы их реализовать.

Необходимо развитие и
осовремение идей марксизма.

Основные идеи этой работы подчеркнуты из трудов Маркса и Энгельса, однако по возможности, очищенных от особенностей того исторического периода, когда они создавались, и максимально приближенного к специфике настоящего времени.

Существование человечества несовместимо
с существованием капитализма.

Основная идея марксизма, которые, как те знаменитые буквы из библии, все более отчетливо и грознее начинают проступать на стене, заключаются не в том, что капитализм, плохой, бесчеловечный строй, отрицающий христианское милосердие, а в том, что существование человечества несовместимо с существованием капитализма

Два типа отрицания.

Как известно, Маркс и Энгельс различали два типа отрицания: простое, логическое, механическое, суть которого состоит в уничтожения отрицаемого, и диалектическое, при котором зерно брошенное умирать в землю преображается в новые зерна.
Те многочисленные слои общества, которые сегодня хотят сохранить капитализм, ведут к варианту, который все более отчетливо нависает над миром - человечество должно погибнуть под обломками рухнувшей мировой глобальной капиталистической системы.
Второй вариант - диалектическое отрицании, заключается в том, что человечество, не должно погибнуть в этом отрицании, а основные черты, выражающие сущность капиталистического общества должны быть преодолены, то есть резко снижены.

Основная идея социализма.

И эта идея резкого снижения уровня основных характеристик капиталистического общества в общей форме и есть основная идея социализма, одно имя которого вызывает гримасу негодования у столь многих людей.
Форма механического отрицания всегда была популярнее, чем форма диалектического отрицания. Отнять у соседа всегда, казалось проще, чем бросить в землю зерно. И история человечества трагична во многом потому, что в ней все, чаще всего, разрешалось с использованием механического, а не диалектического отрицания.

Капитализм или смерть!

Так происходит, и в настоящее время. И выражается это в главной идеологической формуле, которая внедряется всеми силами и средствами мощной системой глобального империализма. Она выглядит примерно так: "Спасти капитализм любой ценой", "Капитализм или смерть" и т.п.
Я пытаюсь при помощи доступного мне научного анализа выяснить, каковы шансы у человечества закончить 21 век не в планетарном ядерном костре, а построить новую социальную систему совместимую с его жизнью.

В чем уникальность марксизма.

Однако, на реализации подобного проекта встретились серьезные трудности методологического характера. Как известно, социальные системы относятся к классу, так называемых, сложных систем , и, наверное, являются в этом классе самыми сложными.
Проводить научный анализ систем подобного рода, опираясь лишь на здравый смысл дело безнадежное.
Анализ возможен только, если возводимая конструкция строится на мощном методологическом фундаменте, учитывающем специфику сложной системы, и резко ограничивающем возможный произвол, мистику, эмоции и т. п. В этом, как раз, состояло гениальное открытие Маркса и Энгельса, в результате которого им удалось построить уникальную теорию общественного развития, не имеющую достойных конкурентов не в прошлом, не до настоящего времени1.

.

Задача осовремения марксизма.

К сожалению сложное и сверхдинамичное развитие, которое принял социальный процесс в настоящее время, требует серьезного осовремения этой теории. А, в 20 веке по целому комплексу, как объективных, так и субъективных причин, серьезного развития не призошло2,ни в области методологии научного мышления ни в конкретной теории социальных систем.

Личные трудности.

Таким образом, я образом я, начав размышление на эту тему, незаметно для себя втянулся в сложнейшую много аспектную проблему, имеющую много слоев. Мой первоначальный проект, имевшие по объему параметры "Манифеста" Маркса и Энгельса, незаметно для меня начал смещаться к практически бесконечным объемам "Капитала"3. У меня один за другим начали появляться варианты изложения, расширяющие и углубляющие написанное, но основная задача дать связное замкнутое изложение всей проблемы вперед не продвигалась.

Очерк, вводящий в проблематику.

Поняв гибельность такого интеллектуального "бега на месте", я поставил перед собой задачу изложить в настоящем очерке те кусочки материала, которые в настоящие время хоть каким-то образом проработаны, не обращая внимания на глубину и полноту изложения. Если это удастся, то в следующей итерации, я добавлю еще порцию самого важного материала.

Краткая характеристика глав.

Таким образом, настоящий очерк состоит всего из трех глав работы, вместо предполагаемых семи (и из 17 параграфов вместо предполагаемых 26).
Главной и более ни менее разработанной является первая глава, где дана попытка разработки теории социальных систем 4 и отдельные вопросы приложения этой теории к проблемам мирового системного кризиса.
Вторая глава, посвященная вопросам социализма, это не изложение развернутого материала, а скорей зародыш такового, своеобразное застолбление заявки на будущее. В развитии материала этой статьи, предполагается следующий очерк.
Наконец, третья глава, посвящена размышлениям о состоянии социальных наук, которые определяют некотором образом взгляд человечества на перспективы своего дальнейшего существования. Самым кратким образом состояние социальной науки можно охарактеризовать, как пессимизм и застой. И если этот застой не будет преодолен, то можно сказать смело, что человечество не увидит света в конце туннеля.
Заканчивая, я должен сделать очень важное, для понимания этой работы, замечание. В этом очерке по причинам, о которых я говорил выше, за бортом осталось главное открытие Маркса и Энгельса. Оно заключается в том, что, так же как физические науки строятся на основе языка математики, социальные науки должны строятся на систематическом и последовательном использовании методологии научного мышления, основы которого были впервые ими сформулированы 5.

.

Объективизм -
основной принцип научного мышления.

Однако об одном из фундаментальных принципов научного мышления я немного скажу, ввиду его исключительной важности. Суть научного метода заключается в том, что он стремится быть максимально объективным, понимая в то же время относительность доступной ему объективности, принимая систему мер к ее увеличению. Отсюда предметом исследования науки являются факты, и только факты. Малейшая добавка чего-то иррационального может, как яд, убить всю научную систему.
Но факты, как их бы не было много, сами по себе ничего не значат, методом абстракции методом анализа и синтеза они образуют научные системы и, таким образом, входят в единый фонд человеческого знания.
Но далеко не каждый факт обыденного сознания является фактом науки. Для этого он должен обладать определенной систематичностью, комплексом доказательств, наличием методов исследования. Это, конечно, существенно ограничивает возможности научного метода, вызывая разочарование тех, кто ждал от научного прогресса всех, стоящих перед человечеством проблем, но с другой стороны дает науке необходимый уровень достоверности.

Я, по возможности, пытался
строить работу на основе
методологических принципов.

Но, как раз, именно, изложение этой методологии я был вынужден опустить. Однако при изложении конкретного материала я пытался опираться на эту методологию, не допуская, по возможности, вольного полета фантазии.
Этим, я надеюсь, эта работа отличается от основного потока современных социальных исследований.

Не прозевать социализм.

Для всех великих идей в истории существует свой момент истины. Если идея опережает исторические условия своей реализации, она не приводит к победе. Но мысли зажженные этой идеей остаются жить в сердцах людей, и когда приходит ее время, она воплощается в реальность. Но, если она приходит в мир слишком поздно, то это беда.

Человечеству надо не прозевать социализм!



1 Мне кажется, для правильного понимания современного мира, важнее знать не какие принимаются решения, А как они принимаются

2 Исключая, конечно, вклада Ленина, но и его труды фактически не нашли своего дальнейшего развития, как и идеи Маркса и Энгельса.

3 Я ни коим образом не пытаюсь соотнести свои скромные размышления с этими гениальными, работами, а просто хочу дать наглядное представление о трудностях, с которыми мне пришлось столкнуться.

4 В литературе используется термины философия истории или теория общественного развития.

5 Для того чтобы дать хоть самое поверхностное представление, о чем здесь может идти речь, я приведу некоторый список принципов, без обсуждения и всякого порядка, который мог бы войти в такую методологию. Материализм, объективизм философии, объективизм истории и других социальных наук, историцизм, объяснение истории историей, единство мира и науки, познаваемость мира, относительный характер познания, принцип простоты, принцип красоты, системность, минимальное структурирование, ключевые параметры, бритва Оккама, принцип дополнительности Бора, сложные системы, диалектический метод и т.п..


Главная
Оглавление
Назад
Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь

Сайт создан в системе uCoz