§6.Человек есть
мера всех вещей.
<M1>
В чем основная причина
Мирового Глобального
Системного Кризиса (МГСК)?
Выше
мы уже говорили о том, что причины кризиса любой социальной системы могут
иметь, как внешний (изменение климата, истощение ресурсов, падение метеорита
и т.п.), так и внутренний характер,
вытекающий из сущности социальной
системы.
<M2>
Системность.
Однако
термин системность, говорит нам о том, что в
данном случае речь идет о внутреннем свойстве системы.
Так,
как в данном случае причиной кризиса является не какой-то отдельный фактор, а
совокупность многих причин.
<M3>
Человек – атом
социальной системе.
Но
очевидно главным характеристическим свойством социальныой системы, является тот
факт, что ее атомом является человек.
<M4>
Человек корень проблемы.
Поэтому совершенно ясно, что, не познав
специфику человека, мы вряд ли сможем найти пути необходимого самовывода его из глобального системного кризиса.
<M5>
Первая научная революция.
Век
познания начался два с половиной тысяч лет тому назад в эпоху античности, когда родилась наука.
<M6>
Объективность -
главный секрет науки.
Человек
впервые научился познавать тайны неба, воды
и земли.
И
это удалось ему только потому, что в эту эпоху, человек раскрыл тайну научного
виденья мира, которая содержалась в одном простом условии.
Взгляд человека, на чтобы он, его не
кинул, должен быть объективным, то есть он не
должен зависеть от всех его чувств и переживаний, от места и времени, от веры, эпохи,
возраста, пола, положения, которое он занимает в обществе.
<M7>
Рефлексия – новый этап
развития человечества.
Именно
в эпоху античности произошел новый скачок главного отличия человечества от
остального мира живого.
Мысль, до этого направленная на внешний
мир впервые обратилась на саму себя.
Великий
французский палеонтолог и антрополог
Тейяр де Шарден назвал это озарение рефлексией.
<M8>
Принцип
относительности познания.
Древнегреческими
философами впервые было осознано, что ни органы чувств, ни мышление человека
сами по себе не настолько совершенны, чтобы дать абсолютно верную картину
окружающего нас мира.
<M9>
Для науки необходимо
правильное мышление.
Но
чтобы получить хотя бы приближенно верную картину о нем нужно заменить интуитивное от природы
нам данное мышление, на правильным мышлением,
позволяющим учесть присущие человеку и человечеству ограничения, как
инструменту познания.
<M10>
Логика.
В
эпоху античности древнегреческие философы заложили основы правильного
объективного мышления.
Во-первых,
они начали разработку формальной логики, науки
позволяющей переходить от правильных
умозаключений к другим правильным умозаключениям.
<M11>
Геометрия Евклида.
Во-вторых,
они на основе законов формальной логики разработали геометрию Евклида, раздел
математики, которая имеет высокий уровень объективности.
<M12>
Самосозерцание
требует мужества…
Но
когда философы перевели свой взыскательный взор с неба на землю и направили его
на самих себя, то есть на род человеческий, уровень объективности в их
рассуждениях резко понизился.
<M13>
Непознаваемость мира.
Часть
из них осознали ограниченность
человеческого взгляда, как невозможность познания.
Наиболее
полно суть воззрений древнегреческих софистов
выразил Протагор.
Ему принадлежит знаменитое положение:
«Человек есть мера всех вещей:
существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».
Но поскольку человеческое познание
субъективно и ограничено, то мир не познаваем.
<M14>
Протагор был неправ.
Как
показала эволюция исторического процесса, тезис Протагора не выдержал
исторической проверки.
Не
смотря на относительную познаваемость мира
видом Homo Sapiens, он выиграл турнир видов на планете Земля.
<M15>
Запрет на самопознание человека.
Однако
скепсис древних софистов
оказал большое влияние на дальнейшее развитие человечества.
Привычка
пристально не глядеть на себя, энергично поддерживаемая религией и правящими
элитами прошла через все века.
Частным
случаем этого явления был запрет в средневековье анатомировать умерших больных.
Врач,
открывший малый круг кровообращения, Мигель Сервет был сожжен в 1553 году по
приказу Кальвина в Женеве на медленном
огне.
<M16>
Незнание сила.
Невежество
масс всегда было эффективным условием
эксплуатации.
Оно
успешно дожила до нашего времени и сегодня в механизме пост капитализма оно
играет еще более существенную роль, чем в наивные прошедшие времена.
Пресловутая
Болонская система убедительно подтверждает этот
очевидный факт[1].
<M17>
Начинать с себя.
Поэтому, сегодня, прежде чем решить, куда двигаться
дальше, нам необходимо трезво без пристрастия взглянуть в лицо героя
сегодняшней трагедии человека.
.
<M18>
История человечества
– история катастроф!
Впрочем,
может я просто придумал причину для беспокойства.
Вид
Homo
Sapiens – Человек разумный живет уже
миллионы лет.
Исторический
человек существует уже 10 -15 тысяч лет.
И
история его жизни очень напоминает задачник по теории катастроф.
Так
много барьеров пришлось преодолеть Человечеству.
<M19>
Мы подошли к самому
грозному барьеру.
Но
сегодня Человек подошел к баръеру далеко превосходящиму те, через которые он
переходил до сих пор, и для преодоления этого
баръера человечеству необходимо приобрести новые качества.
Так, что реальная угроза существованию
человечества не когда не была так высока.
<M20>
Мы настолько очеловечились,
насколько научились думать
Мне
представляется, что этот тезис обладает очень большой вероятностью для
человека, имеющего некоторое представление о мировом историческом процессе, и
обладающего некоторыми элементами здравого смысла и критического анализа.
<M21>
Реальный человек
не ангел и не дьявол.
Для
этого необходимо, прежде всего, отказаться от распространенных в истории
идеалистических мифов о человеке, представляющих его как ангела или «падшего
ангела».
Необходимо видеть человека реального.
<M22>
Объективность,
как последняя
надежда.
Для
этого надо преодолеть субъективное индивидуалистическое представление, вызванное тем, что говоря о человеке, мы
фактически говорим о себе, и научиться
смотреть на человека также как наука смотрит на все другие объекты познания.
<M23>
Мера реализуется
эволюцией науки.
Человек становится мерой вещей в определенной области настолько,
насколько позволяет уровень развития, достигнутый в этой области наукой.
<M24>
Объективна ли мера человека?
Начать
надо с того, что глубже вдуматься в тезис Протогора (<M13>).
Обычно
его воспринимают, как еще один дифирамб человека самому себе.
Примерно
также как знаменитый афоризм Горького:
-
Человек это звучит гордо!
Но
все оказывается гораздо сложнее.
Известно,
что, сколько людей, столько и мнений.
Если
мы будем измерять, какую ни будь вещь такой мерой, то совместное существование человечества, как единого целого станет не
возможно.
Мера
явно зависит от исторического периода, в котором живет данный человек от его социальной группы,
страны и т д.
<M25>
Необходимость
универсальной меры
Значит,
любое взаимодействие между людьми должно начинаться с установления общей меры.
Значит
мера не должна зависить ни от каких
индивидуальных обстоятельств, то есть быть объективной.
<M26>
Поиск
универсальных
категорий
это задача науки.
Мы
выше уже говорили о том, что единственная область, по крайней мере
претендующая, на объективность, является наука.
Поэтому,
естественно использовать критерии
объективности, рекомендуемые наукой.
<M27>
Категории меры
должны уточняться
в каждый исторический период.
Поскольку
известно, что в процессе развития научные критерии постоянно уточняются, то
разумно использовать самые современные критерии выдаваемые наукой.
<M28>
Жесткий критический отбор.
Наука,
как и все общественные институты понятия довольно расплывчатые.
В
конце концов, представители этой надменной области не больше чем люди, и им
свойственны все субъективные заблуждения присущие этому виду.
Потому
при использовании научных критериев, крайне важно использовать не случайные, а
уже прошедшие серьезную критическую проверку фактов науки.
<M29>
Задача моделирования
социальных
систем.
Высказанные
здесь соображения имеют непосредственное отношение к задаче выбора основных
категория для объективного моделирования сложных систем, к числу которых, несомненно, относятся социальные системы.
=======================================================================================================================================
Адрес
автора. Щелкните здесь
[1] Сторонники Болонской системы не понимают, что её распространение превращает людей в рабов. А. Фурсов.