§8.Человек в религиозной иерархии Мира.
<M1>
Что люди думают о себе.
Историки
неоднократно предупреждали нас, что с выводами связанными с жизнью общества не
надо торопиться.
Потому,
что человек и его история штука сложная.
Кстати
кроме наблюдения за тем, что люди делают, полезно посмотреть, что они самю о
себе думают.
<M2>
Первый после Бога…
Разумно
начать с религии, которая была колыбелью человеческой истории.
Религия
отводит Человеку в единой иерархии Мира высокое
место.
В христианской религии он первый после
Бога.
Духи
положительные (Ангелы), отрицательные
(Демоны) стоят ниже его.
Они
технические участники борьбы за его душу.
<M3>
Религиозная эволюция.
Фактически
борьба за души людей является движущей силой религиозного исторического
процесса.
Более
древние религии, например, Египетская тоже высоко ставили человека в иерархии
мира.
Фараоны
были Богами.
В
греческой и римской мифологии герои
(цари) были Богами, Герои (аристократы) полубогами.
Персонажи
иудейской племенной моногамной религии такие, как Моисей, Соломон, Давид лично
общавшиеся с Богом, очевидно, тоже занимали высокое место в мировой иерархии.
Относительно
природы главной фигуры христианства Христа
на протяжении двух тысяч лет идет острая дискуссия.
<M4>
Прямое духовное родство с Богом.
От
Христа апостолы, от них священники, а от последних все верующие непосредственно
приобщены к верхнему миру.
Таким
образом, у каждого человека есть шанс вести свою духовную родословную
непосредственно от Христа.
<M5>
Универсальная категория – Человек.
Важным качественным моментом истории,
несомненно, является, тот факт, что в христианстве впервые человек потенциально был признан
универсальной категорией независимой от
остальных факторов его определяющих.
<M6>
Абсолютная демократия.
Христианская
религия дала нам первый вариант абсолютной демократии.
Все люди - братья во Христе.
Правда,
библейские тексты о равноправии имеют трудный для современного человека
оттенок.
Мы
равны друг другу, как рабы Христа.
<M7>
Равенство на небе,
неравенство на земле.
Для
рассмотрения мирового исторического процесса важно отметить то, что религия,
признавая универсальность человечества при рассмотрении этого вопроса в конкретную
историческую эпоху, в конкретном регионе (Мир-системе) наряду с этническими и
культурными параметрами являлась сильнейшим разделителем.
<M8>
Нравственные ценности.
Христианская
религия проповедовала любовь, нравственность, скромность справедливость, человеколюбие.
<M9>
Союз религии
и элитных
групп.
Но
историческая практика говорит о том, что
религия обычно выступает в союзе с правящими группами.
Этот
союз является формой угнетения народа элитными группами.
Острое
противоречие между нравственностями ценностями и задачами религиозных
институтов подрывает нравственную позицию церкви.
Делает
церковь аппаратом психического насилия.
Поэтому
история религии изобилует религиозными бунтами и непрерывными ересями.
<M10>
Социальная активность
и фанатизм.
Пытаясь
переместить деятельность человека на неземную жизнь, религия понижает творческий
потенциал общественную активность
человека.
А
с другой стороны религиозная иррациональность и фанатизм порождают центробежные
силы, снижающие консолидацию общества.
<M11>
Религия однозначно
предсказывает будущее.
К
сожалению основной интересующий нас в этой книге вопрос о прогнозировании
реальной жизни человечества в третьем тысячелетии не может быть использован.
Понятия,
возникшие в религии не могут быть использованы, так как в религии этот вопрос
был разрешен однозначно еще в древности.
<M12>
Религия и прогноз будущего.
Однако,
говоря о том, что религия однозначно определяет будущее человека, мы несколько
поторопились.
<M13>
Ангелы.
Религия
распространяет свой прогноз только на избранный остаток людей, которые попадут
в рай.
Как
гласит протестантская религия, список этих избранных известен только Богу.
<M14>
Чистилище – лагерь для сортировки.
Те,
у которых, имеются сомнения об уровни их святости попадут в чистилище,
представляющий на том свете своеобразный лагерь для сортировки грешников.
<M15>
Дьяволы.
Наконец,
остальная часть человечества, кандидаты в ад и, судя по исторической практике
всевозможных инквизиций их число ни мало.
<M16>
Уточнение Данте.
Благодаря
Данте, мы знаем некоторые подробности, хотя бы об Аде.
Всех
грешников разделят на 9 категорий, и каждый получит по заслугам.
<M17>
Приложения к социологии.
Если
исходить из предположения, что таким психологическим типам соответствуют люди,
живущие на земле, то мы получим три психологических образа, причем нет никакого
представления об их относительной численности.
Получить
какую-то полезную психологическую модель социума очень трудно.
<M18>
Психология крайностей.
Психологи
знают, что существует довольно большое число людей склонных делать крайние эмоциональные оценки (пессимистов и оптимистов).
Для
этих групп полученные психологические образы распадаются на две исключающие
друг друга группы: ангелы и дьяволы.
Очевидно,
обе эти группы не соответствуют реальной психике социума.
<M19>
Психология конца света.
Говоря о прогнозах конца света, нужно обратить внимание на следующее
обстоятельство психологического характера.
Откровение
Иоанна богослова говорит о том, что концу света будут предшествовать два
явления.
Во-первых, резкое падение нравственности (вавилонская
блудница), а во-вторых, опустошительные войны, и природные катастрофы.
Поскольку
эволюция исторического процесса реализовалась, как последовательность кризисов,
то всегда находились пророки, воспринимающие каждый такой исторический период,
как конец света.
=======================================================================================================================================
Адрес
автора. Щелкните здесь