В. Горенбург - Быть или не быть.

Сайт ВЫЖИВАНИЕ

Оглавление

Назад

Вперед...


С1. Законы социальных систем.

 

 

§1. На кон брошена судьба человечества.

 

 

<М1>

Конец мира.

Вместе с появлением христианства, человечество  получило предупреждение от одного из апостолов Христа, Иоанна богослова, о грядущем конце света.

 В самом послании Иоанна не указано  время наступления этого события, но в тексте Евангелия есть предупреждение, что это время близко, и к нему надо быть готовым. 

С тех пор пророки различного уровня называли различные сроки, но приходили эти даты, и ничего страшного не происходило.

В результате человечество расслабилось!

 И сейчас, когда на возможный конец света уже указывает не только религия, но и наука, человечество прячет голову в песок и трусливо делает вид, что ему ничего не угрожает.

 

 

<М2>

Почему умирают виды?

А что же ему угрожает?

 Дело в том, что человек – животное.

Несмотря на всю свою гордыню и снобизм, как же – он второй после бога, человек всего лишь один из бесчисленного числа видов живущих на земле.

Таково его место в древе жизни.

 А огромное число видов, существовавших на нашей планете, бесследно исчезло.

Почему же человеку суждена другая участь?

 Для начала надо понять, почему исчезли другие его братья по древу жизни.

<М3>

Внешние причины..

 

 Есть причины, которые можно назвать внешними, например, столкновение с космическим телом, похолодание и т. п.

 <М4>

Внутренние причины.

Но в большинстве  случаев причины внутренние:  попросту   они погубили сами себя, образно говоря, подрубили сук, на котором сидели, сами создали условия несовместимые с собственной жизнью.

Как же это происходит?

 Да очень просто.

 Травоядные вытаптывают траву, хищники уничтожают в неограниченных размерах животных, являющихся источником их существования и т.п.

<М5>

История похожа на пожар.

История вида похожа на пожар, разрастающийся, занимающийся все  большую территорию и, наконец, умирающий, уничтоживший сам себя.

 

 

<М6>

Почему молчит сознание?.

Таким образом, жизнь вида, очень напоминает процессы, проходящие в неживой природе: извержения, наводнения, ураганы.

Общим являются, то, что как в первом, так и во втором случае соответствующие процессы происходят стихийно, без участия сознания.

Это в свою очередь порождает вопрос, который нельзя оставить без ответа.

Ведь именно сознание и является главным отличием живого от неживого.

 Почему же оно не участвует, сколько ни будь существенным образом в вопросе стратегического выживания?

Чтобы ответить  на него надо уйти от общего понятия сознания и рассмотреть его конкретную роль в вопросе существования вида.

<М7>

Сознание решает

тактические задачи.

Роль сознания даже для высших организмов существенно проявляется чаще всего на деятельности отдельных организмов или небольших групп (семей, стад) и на сравнительно коротких масштабах времени (охоты, сезоны).

<М8>

Выживание вида –

вопрос стратегии.

 Тогда, как вопрос существования рода требует сознательного управления всей совокупной популяцией во временных масштабах сравнимых со временем  существования рода.

 

 

<М9>

Условия

  существования вида.

Очень много видов имеют периодическую историю.

Численность таких видов падает до минимума, а затем начинает снова возрастать.

 Судьба вида, грубо говоря, определяется двумя факторами емкостью окружающей среды, в которой функционирует данный вид и скоростью возрастания интенсивности его совокупного потребления (ускорением).

Пока исходная экологическая емкость природы достаточно велика, когда природа успевает залечивать, раны наносимые жизнедеятельностью вида, вид может существовать как в периодическом, в стационарном, так в расширяющемся режиме.

 Огромная окружающая природа, как бы не чувствует комариные укусы, которые способен нанести ей отдельный  вид.

Когда интенсивность совокупного потребления  вида приближается к емкости системы, начинается разрушение  среды обитания, что, в конечном счете, приводит к исчезновению  вида.

 Поскольку уровень сознательной деятельности животных не способен управлять глобальными процессами, решающими судьбу вида, то «всюду страсти роковые и от судеб защиты нет».

<М10>

Homo sapiens

Человек разумный?

Теперь у нас появилась база, чтобы поговорить о шансе существования популяции homo sapiens.

На первый взгляд, кажется, что шанс есть, так как это условие связано с уровнем умственной деятельности, а именно это и заложено в видовом определении, как основное отличие популяции человека от других своих собратьев по древу жизни.

 На самом деле все гораздо сложнее.

 Потому, что при более подробном рассмотрении, оказывается, что мышление человека имеет те же ограничения, как это не странно, что и мышление наших братьев меньших.

 

<М11>

Что может, и что пока не может

 человечество как единое целое.

Разумеется, на первый взгляд мышление человека охватывает гораздо большие масштабы структурной, пространственной и временной деятельности, чем мышление животных.

Он  роет каналы, строит дороги, завоевывает чужие территории, исследует космические пространства, заботится о жизни своих детей, а иногда и рода и т.д.

Но, если мы внимательней присмотримся к результатам его деятельности, то увидим, пересохшие реки, вырубленные леса, плодородные земли, превращенные в пустыни, лишенные жизни и захламленные материки, моря и океаны.

Как совершенно справедливо  замечает один из героев раннего Бродского:

«Мы, оглядываясь, видим лишь руины». 

И это не случайность – это повторяется изо дня в день из года в год из века в век.

 Только, если раньше шрамы, которые человек оставлял на теле земли, носили местный, локальный характер, и мать природа успевала залечивать все раны, которые наносили ей легкомысленные и эгоистичные дети, то в новейшей истории кровь земли хлещет буквально из всех пор.

Разрушения, которые цивилизация наносит природе, приняли глобальный планетарный характер.

 Об этом говорят дыры в нашей атмосфере, загрязнение, потепление. Страшных признаков не перечесть.

 И сегодня нет никаких надежд на преодоление этого страшного кризиса.

 

<М12>

Здесь и сейчас.

 И это происходит потому, что в определенном отношении  мышление человека, как это не парадоксально звучит, только в количественном, а не в качественном смысле отличается от мышления животного.

Задачи, которые решает мозг животного можно выразить на популярном жаргоне репортеров: «Здесь и сейчас».

  Примерно также выглядит планирование жизни подавляющего количества представителей цивилизации.

У элитной части населения сроки планирования увеличиваются: приобрести дом, дать детям образование, сделать карьеру, разбогатеть и т. п.

Очевидно, сроки индивидуального планирования не превосходят как правила десяти лет, оставаясь в среднем гораздо меньшими.

Что можно сказать о групповых, социальных интересах.

Конечно, преобладающими являются индивидуальные интересы, отражающего интересы «я», в борьбе за место под солнцем, в борьбе всех против всех, против природы и человека.

 Далее идут групповые интересы, причем, чем больше членов входит в группу, тем слабей обычно бывают связи: семейные, корпоративные, региональные, государственные.

 Важное место в современном мироустройстве занимают социальные группы.

Но какие бы  не были группы, они не совпадают со всем человечеством и, следовательно, не могут  представлять все человечество и пытаться планировать и решать задачу его выживания.

История  показала, что человечество, представленное исторически возникшими группами, может каждый раз решать простые задачи - одноходовки, не учитывающие дальнейших последствий, и трудностей, например, выиграть войну (горячую или холодную), проводить массовую автомобилизацию, компьютеризацию, капитализацию общества, учитывая только сиюминутные интересы отдельных групп, и не учитывая возможных социальных последствий,  даже, как правило, для отдельной группы, не говоря о человечестве в целом.

Таким образом, глобального человеческого мышления, как в пространственном, так и временном масштабе не существует. 

То есть человечество, как и животные, может планировать свою деятельность по принципу «здесь и сейчас».

Разница заключается только в том, что границы этих понятий несколько расширены по сравнению с животным миром.

Но вопрос существования  человеческого рода решается  на том же уровне, как и судьба всех остальных видов на древе жизни.

 Она решается игрой безрассудных стихий.

 

<М13>

Цивилизация

угрожает биосфере.

На самом деле все обстоит гораздо хуже.

 В силу некоторых специфических свойств вида homo sapiens перспектива его выживания гораздо меньше, чем перспектива любого вида существующего вне цивилизации, если бы такое было возможно.

Более того, если цивилизация будет развиваться таким же образом, каким она развивалась до сих пор, то оно рискует не только погибнуть само, но  утащить за собой на тот свет всю биосферу планеты.

 

 

 

 

 

 

 

§2. Законы социальной системы.

 

<М1>

Человек –  обитает

 в социальной среде.

Таким образом, человек до сих пор был таким же слепым потребителем своей среды обитания, а значит и разрушителем ее, как и другие виды.

 Но дальше начинаются фундаментальные отличия.

Главной социальной чертой отделяющей человека от животного мира является тот факт, что основным источником существования человека является не дары природы, а труд.

 Человек все больше и больше потребляет не прямые продукты природы, а продуты произведенные человеком.

Выживание каждого отдельного человек зависит от суммы его отношений с совокупностью других людей.

 Следовательно, человек функционирует в социальной среде.

 И вопрос существования человека, в первую очередь, определяется внутренними свойствами этой среды и только через них выходит на физические, химические, биологические и прочие сферы нашей планеты. 

Значит, наш вопрос о выживании человечества мы должны адресовать в первую очередь к закономерностям социальных систем.

 

 

 

 

<М2>

Определение

 социальной системы.

Социальная система (СС) – это замкнутый  мир людей, не поддерживающий с внешним миром связей серьезно влияющих на их состояние[1].

Аналогом в экологии наверно будет экологическая система.

Таким образом, центр и колония, имеющие тесные экономические, военные и прочие связи образуют единую социальную систему.

<М3>

Условная

социальная система.

Очень часто возникает случай, что социальная система состоит из подчастей, каждая из которых не замкнута по отношению к друг другу, но резко отличается по отношению к друг другу организацией процессов или какими либо другими особенностями, то каждую из этих подсистем можно назвать – условно социальной системой (УСС).

Такими условно социальными системами будут центр и колония из предыдущего примера.

 Другими примерами условно социальных систем будет государство, город, деревня, семья и т.п. 

В дальнейшем будет показано, что пренебрежение  при анализе  не замкнутостью исследуемой социальной системы ведет к принципиальным научным и идеологическим ошибкам.

 

<М4>

Социальные системы –

Сложные системы.

Пожалуй, главным, и основным свойством социальной системы является то, что она относится к, так называемому, классу «сложных систем».

 К этому классу относятся также биологические системы: организмы, экосистемы и.т.п.

Исторически  «сложные» системы  стали исследоваться  во второй половине 19 века.

 Первыми блестящими образцами исследования сложных систем была теория биологической эволюции, разработанная Дарвином, и теория исторической эволюции, разработанная Марксом и Энгельсом.

Однако сам термин  «сложные системы» возник гораздо позже, пожалуй, где-то в середине 20 века. .

Термин «сложная» означает, что описание поведения такой системы не может быть сведено к математической модели.

 

 

<М5>

Простые системы.

В отличие от сложных систем, системы такого рода называются «простыми».

 Они на протяжении трех последних веков с блестящим триумфом использовались в механике и теоретической физике.

Поведение и свойства сложных систем резко отличается от простых систем.

 Поэтому при исследовании социальных систем мы должны  постоянно иметь это в виду.

 

<М6>

Синергетика.

Теория сложных систем активно развивалась в XX веке.

В их развитии большую роль сыграли три научных школы.

<М7>

Бельгийская школа

 Пригожина..

Брюссельская научная школа, возглавляемая нобелевским лауреатом Ильей Романовичем Пригожиным.

Представителями этой школы исследовали поведение физических, химических и биологических систем в типичной для них нелинейной, неравновесной, диссипативной среде.

Самым важным полученным ими результатом является обоснование возрастание сложности, то есть фактически механизма процесса  эволюции.

Они ввели в общий словарь науки такие понятия, как самоорганизация, хаос, бифуркация и т.п., оказавшие большое влияние на целостную картину современного представления о мире. 

<М8>

Немецкая школа Хакена..

Вторым важным шагом в теории сложных систем были работы немецкого физика теоретика Германа Хакена, внесшего в теорию сложных систем парадигму параметров порядка.

Дела в том, что модели сложных процессов математически описывались нелинейными системами уравнений в частных производных, не  имеющих систематических методов решения даже для случая небольшого количества переменных.

Природа, как бы объявила человеку:

Классические методы перестали быть эффективными.

Надо искать другие подходы.

Один из обнадеживающих выходов из этого тупика представляет парадигма Хакена о параметрах порядка.

Суть этой парадигмы, заключается в том, что необозримое количество параметров, описывающих сложную систему, в определенном смысле, подчиняется небольшому количеству параметров порядка.

Исследуя систему параметров порядка можно получить, по крайней мере,  общее представление о поведении сложной системы..

Здесь открываются реальные перспективы сотрудничества между теоретическим мышлением естественных наук и социальными науками.

Хакен является автором термина синергетика, определяемая, как наука о сложных нелинейных процессах, разрабатываемая сотрудничеством мировой науки, как единого целого.

<М9>

Советская школа 

С..П. Курдюмова.

Третий принципиальный вклад в методологию сложных систем был сделан советской научной школой,  руководителем которой был Сергей Павлович Курдюмов.

Главная заслуга этой школы заключается в открытии и исследовании, так называемых, процессов с обострением.

Классическая наука  примерно до второй половины  XX века интересовалась в основном процессами с отрицательной обратной связью, обеспечивающими устойчивые небольшие колебания систем, работающих около равновесной точки.

Однако, в природе и социологии не меньшую роль играют процессы, с положительной обратной связью.

Социальные науки заимствовали многие свои важные идеи и принципы от естественных наук. 

Одной из таких мировоззренческих концепций, была проникшая в гуманитарную науку, по край мере, начиная с Адама Смита, была идея стремления социальных систем к устойчивому равновесию.

Эта идея оказалась неправильной, и становится все более неправильной с каждой новой исторической эпохой.

А новой гипотезой, объясняющей эволюцию социальных систем, является гипотеза режимов с обострением.

Поэтому социологам необходимо освоить эту гипотезу, хотя бы на философском уровне.

 

<М10>

Сигернетика и

социальные науки.

Охарактеризуем кратко вопрос о  состоянии взаимодействия социальных наук и синергетики.

 

Сегодня сложные системы обнаружены в физике, химии, биологии, геологии, технике.

  Ведутся активные научные вопросы  в этих направлениях..

Таким образом, синергетическое мышление в плотную приближается к к бастионам крепости, называемой социальными науками.

Более того, отдельные предместья этой твердыни уже захвачены.

Имеется много книг и огромное количество    статей по этой тематике.

Но беда состоит в том, что подавляющее число авторов по образованию либо синергетики, либо философы.

Главная интеллектуальная армия, изучающая и формирующая социальное сознание общества: представители отдельных областей социальной антропологии, учителя истории, представители интеллигенции не равнодушные к социальным проблемам остаются в стороне от современных парадигм социальных процессов.

Я разделяю тезис Бисмарка о том, результат победы Пруссии в войне с Францией есть результат того, что немецкий учитель  победил французского.

Я считаю, что единственный шанс человечества вырваться из тисков мирового глобального кризиса состоит в том, чтобы, как можно больше людей в мире будет отдавали себе отчет в том, что происходит с человечеством.

Но для этого  необходимо, чтобы интеллектуальное сословие человечества научилось понимать социальные процессы, не на уровне обыденного сознания, которое и породило этот кризис, а на уровне современной теории сложных процессов.

Более подробно, вопрос взаимодействия социологии и синергетики рассматривается в  тематическом разделе сайта, посвященного методологии науки[2].

 

<М11>

Структура

социальной системы –

социальная группа.

Социальная система, как и любая сложная система, имеет, сложную структуру.

«Атом» социальной системы, то есть,  любую, входящую в ее состав подсистему мы будем называть социальной группой (СГ).

 

<М12>

Сотрудничество.

Первым следствием из сказанного, возводящим непреодолимый барьер между животным миром и человеческой цивилизации, является то, что все более усложняющийся труд требует все большой специализации, а значит и сотрудничества.

Существование и развитие человека, возможно только при объединении его в социальные группы.

Эта первичная, порожденная необходимостью выживания, коллективность  является источником таких морально-психологических качеств как дружба, любовь, альтруизм, патриотизм, стремление к равноправию и т.п.

 

 

 

 

 

<М13>

Человек – суперхищник

 (Каннибал)[3].

История жизни на земле  есть история стихийной борьбы  за существование,  и история человечества есть продолжение этой борьбы на новом этапе.

Что человек хищник в этом нет никакого сомнения.

Об этом, прежде всего, говорит его происхождение.

Зоологи доказали, что его ближайшие родственники, как на анатомическом, так и на молекулярно-генетическом уровне человекообразные обезьяны (шимпанзе) являются хищниками, причем всеядными.

 Однако все же главным аргументом, подтверждающим хищную природу человека, является  мировая история.

Каждый век, каждый год, каждый день истории, каждый материк, каждая страна – это войны, восстания, бунты, мятежи.

Более того, человек не только хищник – он каннибал, вид добычей которого являются представители того же вида.

<М14>

Эксплуатация.

 Хищническая природа человека считает другого человека таким же естественным предметом потребления, как землю, зверя и птицу.

Но поскольку, человек живет не непосредственно в животной, а в социальной среде и главным источником его существования является труд, то хищничество в социальной среде проявляется в эксплуатации человека человеком.

<М15>

Хищничество и

 конкуренция.

В свою очередь эксплуатация подразделяется на прямое присваивание человеческого труда, которое по аналогии с животным миром можно считать хищничеством, и на конкуренцию: борьбу за более благоприятную среду обитания и за сырье для трудовых процессов.

Конкуренция так же унаследована из животного происхождения человека.

<М16>

Два универсальных

 взаимоотношения

 в социальной системе.

Сотрудничество и эксплуатация является двумя универсальными видами человеческих взаимоотношений.

Они обязательно присутствуют во взаимоотношениях любых социальных групп, начиная от атомарных: отношения человека с человеком, и, кончая максимально агрегированными группами: государствами, нациями, классами, религиозными концессиями, социалистическими и капиталистическими странами, «золотим миллиардом» и прочим населением планеты и.т.п.

 

 <М17>

Закон противоречия между

сотрудничеством и эксплуатацией.

(1 закон социальной системы).

Противоречие между сотрудничеством и эксплуатацией, сопровождает всю историю человека и является одним из основных законов эволюции социальной системы.

Здесь мы сталкиваемся с проявлением двойственности, свойством типичным для всех сложных систем[4].

 

<М18>

Закон адаптации в

социальной системе.

Любой вид животных, попав в изменившиеся условия внешней среды, стремится адаптироваться, максимально приспособиться к изменившимся внешним условиям.

Это необходимо для его выживания.

 И достигается запасом изменчивости и естественным отбором в конкурентной борьбе.

Разумеется, задача адаптации стоит и перед человеческой популяцией. Однако достигается она совершенно другими путями.

Человечество, как вид обеспечивает свое существование и развитие, не физическим изменением, как это происходит в биологических видах, а непрерывным прогрессом  своего коллективного знания и своих производительных сил.

 

 

<М19>

Закон неограниченного

 расширения.

И это открывает для эволюции человека совершенно новые пути.

Свойство это появилось не само по себе, а является продуктом эволюции социальной системы.

 Для того чтобы глубже вникнуть в его природу  надо рассматривать его, не изолировано, а, в комплексе других фундаментальных законов теории эволюции.

 

 

 

 

 

<М20>

Расширение в

неживой природе.

Свойство неограниченного расширения присуще системам разного уровня организации материи: ядерного, химического, биологического и социального.

Они основаны на механизмах цепной реакции и положительной обратной связи.

Именно такие процессы, действующие на протяжении десятков миллиардов лет, породили основные этапы формирования Вселенной: от элементарной суперчастицы до современной Вселенной, состоящей из галактик, звездных и планетарных систем. 

 

<М21>

Закон расширения

 в биосфере.

В развитии жизни процессы идущие с экспоненциальным расширением, взрывы численности видов имели не меньшее значение.

 И это не удивительно, так как в основе всех форм размножения, начиная от простейшего клеточного деления и кончая высшей его формой – половым размножением, лежат все те же простые математические модели цепной реакции и положительной обратной связи, сводящиеся в конечной форме к геометрической прогрессии.

Популяция бактерий при наличии питательной среды буквально за сутки может достигнуть массы, превосходящей массу Земли.

В реальных условиях, при наличии внешней среды, ограничивающей ее рост, история любой популяции может иметь два варианта: либо, столкнувшись с внешними ограничениями, она не выдержит конкуренции и погибнет, либо, если окружающая среда воспроизводящаяся, как это обычно бывает в экологических системах, то популяция придет с окружающей средой в равновесие, и будет совершать периодические колебания численности.

Это происходит, потому что под воздействием неблагоприятных внешних условий рождаемость падает, а смертность возрастает, и, в итоге, численность популяции сокращается, до тех пор, пока ресурсов снова не окажется достаточно для роста.

Например,  случай периодического колебания численности экологи установили, наблюдая в течение ряда лет за численностью зайцев и рысей в канадских лесах.

Вымирание популяции может произойти по двум причинам: либо по внешним, например, резким геологическим и климатическим изменениям (Теория катастроф Кювье), по грубому вмешательству человека, либо по внутренним – отсутствием у популяции механизма внутренней отрицательной обратной связи, позволяющей регулировать скорости размножения и нормы питания, таким образом, чтобы постоянно находится в равновесии с внешней средой.

 

 

<М22>

Закон неограниченного

расширения социальных систем.

(2 закон социальной системы)

Второй закон эволюции системы можно сформулировать так:

 «Социальным системам внутренне присущ закон неограниченного расширения».

Подчеркивая  стихийную силу этого процесса, Энгельс писал о «громадной способности крупной промышленности к расширению, перед которой расширяемость газов оказывается детской игрушкой»[5].

Интересно, что первая модель такого типа была сформулирована для социальной системы, в известном  сочинении  Мальтуса[6] по народонаселению.

 Под влиянием этой работы Дарвин перенес эту идею на биологические системы.

Социальные системы унаследовали от своей предшественницы биосферы основные механизмы размножения.

Однако, благодаря своей специфике, эти законы приобрели  в вопросах выживания особую остроту.

 

<М23>

Особенности расширения

 социальных систем.

Для человеческой популяции характерна низкая скорость размножения,  большие сроки вынашивания плода, низкая репродуктивная способность и очень большие сроки наступления, как половой, так и социальной зрелости.

Все это, казалось бы, увеличивает способность приспособления человеческой популяции к условиям внешней среды, к установлению устойчивого равновесия в экологических системах, в которых находится  человеческая популяция.

Однако существуют другие специфические условия выживания социальной системы, постоянно ставящие ее на грань риска.

Как уже говорилось, потребности любого животного постоянны.

Они определяются его биологической структурой и  изменяются в процессе биологической эволюции очень медленно.

Поэтому организмы, живущие одной экосистеме, взаимно приспосабливаются  друг к другу и образуют симфонию взаимоотношений, способствующую повышению устойчивости всей системы в целом, и тем самым продолжительности существования всех, населяющих ее видов.

Однако при резких внешних изменениях вся экосистема может погибнуть.

 

 

 

 

<М24>

Человек носит

на себе свой домик.

Другое дело человек.  Он живет, не в биосфере и а в социосфере, и постоянно носит ее на себе, как черепаха свой панцирь.

 Однако если черепаха не может изменить свой панцирь, то человек способен изменить свой домик, который он носит на себе и приспособить его к изменившимся внешним условиям.

 Причем сделать это по сравнению к темпам биологической эволюции с большой скоростью.

 В этом отношении социосфера больше напоминает не панцирь черепахи, а скафандр водолаза или космонавта.

 Это  в колоссальной степени повышает возможности выживания вида Homo Sapiens.

Человек в отличие от большинства животных может жить во всех климатических полюсах и всех средах от океана до космоса, что беспредельно повышает его возможности в выживании.

Но как не велико его могущество, оно все же имеет пределы, которые ставит ему природа.

 Как писал Пушкин о волшебнике Черноморе «Он звезды сводит небосвода, он свистнет – задрожит луна, но против времени закона, его наука не сильна».

Специфические особенности социальной адаптации человека стали одновременно его «ахиллесовой пятой».

 

<М25>

Человек должен

хотеть изменяться

Способность приспособления человека к изменению окружающей среды кроме тех инструментов, которые дала ему природа в виде головы и рук, обязательно должна быть стимулирована психологически:

 Он должен хотеть изменяться.

А для этого необходимо, чтобы его оценка своих потребностей не была ограничена биологическими потребностями функционирования и воспроизведения рода, как у животных.

Замечу, что такой тип потребности имеет не только субъективный, но и объективный характер, так как воспроизведение в социосфере, например, подготовка специалиста, требует гораздо больших ресурсов, чем воспроизведение в биологической сфере.

<М26>

Потребности

 относительны

 и неограниченны.

Таким образом, оценка своих потребностей человеком носит не биологический, а социальный характер.

Это значит, что она, во-первых, всегда относительна и определяется не физическими условиями необходимыми для выживания, а условиями социальной среды, а во-вторых, она в, принципе, неограниченна.

Без учета этих особенностей закона неограниченного расширения в социосистемах историю понять не возможно.

Эту черту общества, основанного на эксплуатации, подчеркивает  С.Г. Кура-Мурза:

«Когда возник современный Запад, как принципиально новый тип общества, человека, хозяйства и государства, то сразу же выявилась важная для всего человечества особенность этой цивилизации — экспансионизм[7]. Западный капитализм немыслим без непрерывного роста, а значит, непрерывного овладения новыми источниками сырья и энергии, а также рынками сбыта[8]».

 

<М27>

Закон

неравномерности развития

 социальных систем.

Однако было бы совершенно неправильным уподоблять процесс расширения социальных систем расширению газа при открытии вентиля баллона, где он находился под большим давлением, то есть как нечто однородное и равномерное.

 В социальной системе неоднородно все, что определяет ее развитие: геология, климат, среда, соседи, этносы, предыдущее развитие.

До поры до времени отдельные ареалы отделены друг от друга трудно проницаемыми физическими, психологическими, религиозными, экономическими, этническими барьерами, которые обеспечивают независимое развитие отдельных ареалов.

Поэтому нет ничего удивительного, что для отдельных районов часы, показывающие уровень социального развития, показывают совершенно разное время.

Начало отрыва в скорости   одного ареала от другого определяют тысячи       взаимообусловленных причин, которые каждый раз требуют, конкретного анализа и часто являются сложной задачей.

Однако закон неравномерного развития, не в какой мере, не противоречит общим тенденциям, а наоборот дополняет их.

 

 

 

 

 

 

 

 

<М28>

Закон структуирования.

Переход беспорядок ® порядок

 в социальной системе.

Таким образом, процесс развития в социальной системе в определенной мере похож на закипающую кастрюлю (Я надеюсь, читатель простит мне вульгарность этого сравнения).

Каждая точка жидкости имеет некоторую область, в которой процесс парообразования протекает со своей интенсивностью, что иллюстрирует независимое развитие отдельных районов социальной системы.

Но когда температура жидкости (скажем воды) достигает 1000 ,в системе происходит качественный скачок и она становится однородной во времени и в пространстве.

Переходя к социальным системам, можно сказать, что когда в социальных системах социальное напряжение достигает определенного уровня (перегрева) в определенной экономический области происходит скачок (революционная перестройка ее структуры) - в результате чего неоднородность ее уменьшается[9].

Поэтому процесс социальной эволюции носит смешанный одновременно непрерывный и скачкообразный характер.

Ее непрерывное развитие  сопровождается накоплением напряженностей (противоречий), которые завершается взрывом и качественной перестройкой социальной системы.

Часто слом системы происходит не на более продвинутых участков, а на более отсталых, где, как правило, наиболее сильны социальные противоречия.

Конечно, это только схема. Реальный процесс гораздо сложнее и многообразнее.

Однако, это, как мне кажется, позволяет схватить ключевые моменты процессов, происходящих в социальных системах. 

 Размеры таких относительно независимых областей (автономных социальных систем) в нашей кипящей социальной «кастрюле» (социосфере) могут быть самыми разными.

Это определяется длиной и прочностью экономических и прочих связей, которые делают определенный участок планеты единой социальной системой.

<М29>

Закон «видообразования»

в биосфере.

Как известно, что виды в биосфере существуют не изолированно, а образуют экологическую систему, в которую обычно входят большое семейство видов, связанных между собой  разнообразными древовидными структурами отношений:  хищничества, конкуренции, «сотрудничества».

Один вид в одиночку не может решать все задачи, необходимые для поддержания его существования.

Это может сделать все сообщество видов в целом, создавая для каждого отдельного вида внешнюю среду его функционирования.

Таким образом, видообразование совершенно необходимый элемент жизни.

 

 

 

 

<М30>

Тенденция

к социальному интегрированию

Еще более остро стоит  вопрос  структурообразования в социальной системе ввиду сложного характера ее функционирования.

Но все человечество, как известно, всего лишь один биологический вид. 

Разрешение этого противоречия состоит в том, что в человеке на генетическом уровне  заложена тяга ко «кучкованию», то есть включения себя в ту или иную социальную группу.

 Скорее всего, биологически закреплена лишь  тенденция к социальному интегрированию, которая является совершенно необходимым условием выживания человечества.

Поэтому человек на интуитивном уровне психологически не может воспринимать своего существования вне хотя бы одной социальной группы. 

Практически вся деятельность человека, большая часть его психических и эмоциональных  переживаний  организована через те или иные группы и их взаимодействие.

Понятие социальной группы, как и все фундаментальные понятия социальной системы, является текучими, пластичными, гибкими, неоднозначными.

 Классы, оперированием  которыми,   в основном, ограничивался ортодоксальный марксизм, отнюдь не исчерпывают  этого понятия.

 Человек может входить в более чем одну группу; может входить в ту или иную группу, даже не отдавая в себе в этом отчет.

 

<М31>

Гомеостазис.

Но процесс видообразования не стоит на месте, так как виды вынуждены постоянно изменяться вместе с изменением окружающей их среды.

Экологическая система как целое – стройная  система, обладающее, как правило,  повышенной жизнеустойчивостью, где каждый вид является необходимым звеном.

Это доказали многочисленные попытки людей убрать из экологической системы отдельные, ненужные, по их мнению, виды[10].

Оказалось, что экологические системы обладают своеобразной инерционностью, препятствующей внешним попыткам изменить ее состояние.

Такое поведение сложной системы, позволяющее поддерживать свою постоянную структуру в условиях постоянно меняющейся внешней среды, называется гомеостазисом.

Вопрос поддержания гомеостазиса отдельного организма является основной проблемой современной медицины, которая сегодня еще очень далека от своего решения.

Вопрос поддержания гомеостазиса в социальных системах, является ключевым для дальнейшего существования цивилизации.

 Так как сегодня ее развитие приобрело лавинообразный необратимый характер.

 

<М32>

Эволюция биосферы.

В природе решение проблемы гомеостазиса заключается в том, что процесс естественного отбора действует не только на изолированный вид, но всю экологическую систему, добиваясь глобальной устойчивости системы в целом, благодаря «симфонии», происходящих в ней  процессов.

 

 

<М33>

Как решается задача

«видообразования»

в социосистеме.

Все вопросы, образования «видов» в такой же острой форме стоят перед социальной системой.

Этого требует постоянно возрастающая сложность труда и вытекающая из нее необходимость специализации.

Но биологически все человечество представляет один биологический вид.

Поэтому для успешного развития человечества требовалось какое-то новое свойство, которое бы взяло на себя функции видообразования в социальной системе.

 

 

<М34>

 «Кучкование».

Свойство это очевидно, заложенная в   психике человека способность и склонность к образованию различных социальных групп.

 Человек не мыслит своего существования вне принадлежности к определенным социальным группам: религиозным, национальным, расовым, классовым, сословным, профессиональным, возрастным и т.п.

 Процесс социального «кучкования» начинается с его рождения и кончается похоронным обрядом, который тоже имеет групповой социальный характер.

 

 

<М35>

Преимущества и

 недостатки.

Очевидно, что образование и модификация социальных групп протекает гораздо быстрей, чем образование новых видов.

Это на порядок повышает возможности приспособления человека к быстро меняющимся условиям по сравнению с его «меньшими братьями».

Кроме того, процесс образования групп в социальной системе гораздо более пластичен и универсален, чем процесс видообразования.

Человек, хотя это и не просто,  все-таки может изменить свой социальный статус профессию, религию.

 Видообразование в природе не имеет «обратного хода».

 Если специализация зашла далеко, то организм уже не может вернуться по эволюционной ветки назад и начать новый вариант эволюции.  

Так рыбам уже невозможно вернуться на сушу.

Виды, у которых специализация зашла далеко и вступила в конфликт с изменившимися условиями существования, обречены на вымирание.

Шахтер же, например, при выработке угля на английских шахтах, в принципе, может переплыть океан и стать фермером.

Но у всех этих несомненных достоинств есть и обратная сторона медали.

<М36>

Системные

 болезни челрвечества.

За универсальность приходится платить.

Известно, например, что  каждое новое повышение уровня организации организма: многоклеточность, иммунитет, половое размножение, высшая нервная система сопровождается появлением новых системных болезней, вызванных повышением организационного уровня организма.

 Несомненно, многие социальные болезни вызваны универсальной структурой социальной системы.

Так, например, принципиальная возможность перехода из одной социальной группы в другую невольно порождает мысль о равенстве людей и ведет, в конце концов, к такому возмутительному для либералов явлению как классовая борьба.

 В самом деле, даже самый романтичный заяц не мечтает стать волком, и не создают зайцы профсоюзы и подпольные группы, а просто, завидев волка, удирают во весь дух или прячутся под кустом.

 (Хотя, по мнению некоторых волков, это тоже может считаться классовой борьбой).

 Однако более серьезным недостатком социального группообразования является то, что оно является одним из существенных факторов, повышающих интенсивность положительной обратной связи и ведущих к неограниченному расширению социальных систем.

 

 

.

Мы закончили первое знакомство с группой социальных законов определенного типа.

Рассмотрение  другой группы законов мы перенесем в следующую статью.

<М37>

Предварительные итоги.

1. Дано универсальное определение социальной системы, не привязанное жестко к одному параметру, как это обычно делалось в традиционной методологии истории, и позволяющее формулировать исследуемую историческую модель требованием только целостности и замкнутости, как это делается в в теоретических моделях естествознания.

2. Социальные модели являются сложными системами и должны быть описаны на основе понятий и принципов сложных систем.

 

3. Компонентами социальной системы (подситемами) являются социальные группы.

 

 

  3. Социальные системы сформировались как верхняя ветвь древа жизни.

Поэтому они несут на себе все маркеры соответствующие этому уровню организации материи в специфической качественной форме.

Это открывает путь к формированию свойств социальной материи.

 

4.    Системные болезни социальных групп.

 

5. Перечислим наиболее важные законы социальных систем.

 

5.1. Закон противоречия между  сотрудничеством и эксплуатацией.     (1 закон социальной системы).

 

5.2. Закон адаптации в социальной системе.

 

5.3. Закон неограниченного  расширения социальных систем (2 закон социальной системы).

 

5.4.         Закон  неравномерности развития  социальных систем.

 

5.5.         Закон структуирования. Переход беспорядок ® порядок  в социальной системе.

 

5.6.         Закон «кучкования». Тенденция  к социальному интегрированию.

 

5.7.     Закон гомеостазиса         

 

 

 

 

=======================================================================================================================================

Сайт ВЫЖИВАНИЕ

Оглавление

Назад

Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь

 



[1] Понятие  социальное система близко к понятию мир-экономика, введенным  современным французским ученым Ф. Броделем. «Под выражением мир-экономика, которое я придумал, чтобы передать немецкий термин Weltwirlschaft, я понимаю экономику лишь некоторой части нашей планеты в той мере, в какой она образует экономически единое целое». (Ф. Бродель «Динамика капитализма», Глава «Время мира»)

[2] Подробнее:    Тема сайта: 2. Статьи: Методология науки. Сложносистемное мышление. Статья А1. Введение в сложное. Синергетика.

[3] Палеонтологи нашли в раскопках проводимых в Европе доказательства массового каннибализма в популяции homo sapiens. Часто их жертвами были неодертальцы. Вполне возможно это и было причиной гибели этой популяции современного человека.

[4] Особенность указанного подхода, что обе альтернативы, указанные в законе, то есть эксплуатация и сотрудничество, проявляется, по крайней мере, в потенциальной форме, в любом акте взаимодействия людей или любых социальных групп, в которые они входят. Таким образом, «чистый» капитализм, или «чистый» социализм это идеальные модели, которые надо использовать с большой осторожностью. Кроме того, надо понимать, что эксплуатация в отношения людей всегда существует, но не существует универсального способа ее измерения, как полагал Маркс. И оценка ее в определенной степени неизбежно будет носить субъективный характер.

[5] Ф.Энгельс «Анти-Дюринг». «Огиз-Госполитиздат» - М.: 1945, с. 259.

[6] Томас Роберт Мальтус «Опыт о законе народонаселения». 1798. 

[7] Свойства экспансионизма, характерны не только для капитализма. Они буквально пронизывают всю историю человечества. Движение племен с востока на запад, приведшие к формированию античного средиземноморья, античные империи (Карфаген, Великая Греция, Рим), Империя Александра Македонского, Варварское нашествие на античный мир, наступление ислама на европейскую цивилизацию, крестовые походы, Чингиз-хан, Тамерлан, завоевание американского материка, колониализм нового времени, неоколониализм, глобализм. Это все отдельные иллюстрации закона неограниченного расширения.

[8] Кара-Мурза Истмат и проблема Восток Запад. С. 1.

[9] Например, расширяются политические права новых групп общества и т.п.

[10] Примеров, очень много, Например, знаменитая борьба китайцев с воробьями, а так же борьба с многочисленными паразитами, сорняками, сопровождающими жизнь человека.