В. Горенбург - Быть или не быть.

Сайт ВЫЖИВАНИЕ

Оглавление

Назад

Вперед...


С2. Закон хаоса.

Объективно – субъективные социальные группы.

 

 

Настоящая статья является продолжением и развитием статьи С1 этого раздела сайта[1]. Поэтому для ее чтения желательно просмотреть статью С1.

 

§3. Закон хаоса. Элита.

 

 

В этом параграфе продолжается обсуждение фундаментальных законов социальных систем.

Как и в С1, я предполагаю, что при формулировке законов социальных систем должны выполняться два следующих методологических принципа.

 

<М1>

Целостность

1. Правильно написанные законы социальных систем должны обладать свойством целостности.

Это то означает, что они для обсуждения наиболее фундаментальных проблем социума должны играть примерно такую же роль, какую в математике играют аксиомы при изложении конкретных математических проблем.

 

<М2>

Уровень абстракции.

2. Другим важным методологическим принципом, является принцип минимального уровня абстракции.

Грубо говоря, он заключается в том, что уровень абстракции формулировок категорий и принципов общей теории социальных систем должен быть выше, чем уровень описания конкретных проблем.

 

Иллюстрацией этого являются законы социальных систем, сформулированные в С1.   (<М37>, 1-7).

 

<М3>

Двухуровневая

модель общества..

Первой научной в современном смысле теория социальных систем была двух уровневая модель общества, сформулированная Марксом и Энгельсом.

С точки зрения общей теории социальных систем общество делилось на два класса: эксплуататоров и эксплуатируемых.

 

 

 

Она, без всякого сомнения, обобщила некоторую реальность имеющую место для всего исторического процесса.

Грубее описание исторического процесса, которую она дает  не утратили своего значение до настоящего времени.

Однако экспоненциальный характер развития социума в течении   XX века выявил необходимость перехеда к более подробной модели.

 

<М4>

Трехуровневая

модель общества.

Минимальное обобщение, которое очевидно – это переход трехуровневой модели социума, включающей кроме двух классов, названных выше, третье сословие: интеллектуальную элиту, расположенную между двумя антагонистическими классами, как бы между молотом наковальней.

<М5>

Двойственность.

Такое расположение определяет двойственное социальное и психологическое положение третьего сословия, которое обязательно учитывать при историческом анализе.

<М6>

Роль интеллектуальной

 элиты повышается.

В условиях научно технического прогресса роль третьего сословия непрерывно повышается.

 

<М7>

Процесс

структуирования общества..

Закон неоднородности развития социальных систем проявляется не только в горизонтальном, но  и в вертикальном расширении.

Так в каждой ограниченной территории он ведет к расслоению населения и образованию ряда социальных групп связанных отношением эксплуатации.

 Роль этих групп в процессе неограниченного расширения неодинакова.

 

<М8>

Крестьяне.

Так крестьяне - низший социальный слой, наиболее близкий к природе, по своей сущности, консервативны.

Они пытаются приспособиться к окружающей их природе, как и животные, они,  стремятся к равновесию с внешней средой и поэтому, сами по себе, источниками неограниченного роста, как правило, не являются.

Даже когда демографические взрывы порождают в нижних слоях тенденцию к расширению, как правило, низшие слои не располагают средствами для решения этой проблемы.

Психология крестьянина в большей или в меньшей степени характерна для всех социальных групп низшего класса.

 

 

<М9>

Высшие слои,

 как провокаторы

социальных потрясений.

Совсем другое дело верхние слои общества.

Именно им свойственна, глубокая неудовлетворенность своим положением в обществе и своим уровнем потребления.

Часть из них стремится подняться все выше и выше по этой шаткой лестнице успеха.

Большая часть пытается удержаться на достигнутом уровне.

Это не легкая задача, так как верхние слои общество всегда относительно перенаселены.

 Именно от этих слоев исходит основной импульс расширения.

 И хотя они представляют относительно малую часть населения, в их распоряжении обычно находятся достаточно сил и средств, чтобы увлечь за собой консервативную часть населения.

Богатство это такое вино, что чем больше его пьешь, то чем больше мучит жажда, то есть  мы имеем дело с типичным случаем положительной обратной связи.

Это одна из существенных причин того, со временем проблема неограниченного расширения обостряется.

<М10>

Третье сословие.

Кроме того, эту часть общества обслуживает творческая интеллигенция, которая, как правило, является застрельщиком перемен.

 

<М11>

Интенсивный

и экстенсивный

 тип расширения.

Интенсивный путь расширения предполагает увеличение производительных сил общества за счет средств научно-технического прогресса.

Поступательное развитие цивилизации идет за счет этой линии.

Тогда как экстенсивный путь расширения предполагает изменение чисто количественных параметров: количества рабов или количества обрабатываемой земли или длины рабочего дня и т.п.

 

<М12>

Два источника

подъема науки и

 производительности.

Приходится признать, что одной из причин непрерывного увеличения объема знаний и повышения производительности было стремление одной части представителей господствующих сословий к все большему богатству и роскоши, а другой части удержаться на уровне, уже достигнутом.

Когда не было возможности решить эти задачи путем повышения экстенсивного расширения и уровня эксплуатации, они вынуждены были стимулировать повышение производительности.

Конечно, вторым источником этого процесса была страсть к познанию и повышению технического уровня  непосредственных участников творческих трудовых  процессов: ученых, инженеров, ремесленников и крестьян.

 

<М13>

Закон хаоса.

В каждом живом организме заложена способность, планировать свои действия.  

Это отмечал еще Энгельс[2]:

«Планомерный образ действий существует в  зародыше уже  везде, где имеется протоплазма, где живой белок существует и реагирует, то есть совершает определенные хотя бы самые простые движения как следствия определенных раздражений извне».

Однако такие разумные действия совершенно прекращаются, когда речь заходит  о более ни менее длительных периодах времени и о не индивидуальном животном, а о совместных действиях представителей одной популяции, функционирующей в конкретной экологической системе.

Хорошо известны многочисленные случаи, когда копытные уничтожали всю растительность в районе своего обитания, а затем либо вымирали, либо, если была возможность, мигрировали.

Волки не щадят коз и зайцев ничуть не заботясь о следующем сезоне охоты.

Таким образом, для биосферы можно сформулировать закон Хаоса:

«В животном мире существует  диалектическое противоречие между планомерными и хаотическими  действиями, как отдельных животных, так и целых популяций.  Причем, чем больше рассматриваемый период  времени и численность популяции, тем больше действия носят хаотический характер». 

 

 

<М14>

Закон хаоса в

социальных системах.

(3 закон социальной системы.)

По аналогии сформулируем закон хаоса в социальной системе.

В социальных системах существует  диалектическое противоречие между планомерными и хаотическими  действиями, как отдельных людей, так и целых социальных групп. 

Причем, чем больше рассматриваемый период  времени и численность социальной группы, тем больше действия носят хаотический характер.

 

А что же, человек?

Как утверждал Маркс, что самый неискусный человек, от самого искусного паука, отличается тем, что каждое свое действие он обязательно планирует.

<М15>

Человек господствует

 над природой?

«Коротко говоря, животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения  просто в силу своего присутствия; человек же вносимыми им изменениями заставляет ее  служить своим целям, господствует над ней.

И это является последним существенным отличием человека от остальных животных, и этим отличием человек опять-таки обязан труду[3]».

 

Не будем обольщаться.

«Не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой.

За каждую такую победу она нам мстит.

 Каждая из этих побед имеет, правда,  в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых.

Людям, которые в Месопотамии, Греции, Малой Азии и в других местах выкорчевывали леса, чтобы добыть таким путем пахотную землю, и не снилось, что они этим положили начало, нынешнему запустению этих стран, лишив их вместе с лесами центров скопления и сохранения влаги[4]».

 

 

 

<М16>

Социальные

последствия

 учитывать сложно.

«… Но если уже потребовались тысячелетия для того, чтобы мы научились в  известной мере учитывать заранее более отдаленные естественные  последствия наших, направленных на производство, действий, то еще гораздо труднее давалась эта наука в отношении более отдаленных общественных последствий этих действий[5]».

 

 

 

 

 

 

 

<М17>

Пример.

Энгельс приводит исторические примеры, подтверждающие этот тезис, но вторая половина двадцатого века дала нам примеры гораздо более сильные.

1945 год. Весна. Фашистская Германия капитулировала. Милитаристской Японии, разумеется, не устоять перед объединенными армиями союзников.

В США прошла испытания атомная бомба. Выдающиеся ученые во главе с Эйнштейном предупреждают американского президента Трумэна, что развитие атомного оружия грозит существованию человечества.

 Но у президента Трумена были свои гораздо более близкие цели.

Как будет выходить из штопора, в который он ввел США и все человечество, он предоставляет решать президенту Бушу из третьего тысячелетия.

Трумэн стирает атомной бомбардировкой два мирных города Японии. Военной необходимости для этого нет никакой.

 Это сделано исключительно для того, чтобы показать СССР,  кто самый главный в послевоенном мире. На земле дан старт гонке атомных вооружений.

И вот прошло пол века. Все эти пол века дамоклов меч полного уничтожения постоянно весит над планетой. Атомное оружие расползается по всему миру.

Американская военщина под предлогом борьбы с распространением атомного оружия бомбит и оккупирует суверенные государства с молчаливой поддержки России.

Спрашивается, почему справедлив  закон, когда один из двух человек, плывущих в одной лодке,   может иметь пистолет, а другой нет.

 Почему Иран или Северная Корея под дулом атомного оружия должны доверять свою судьбу, свою независимость  США.

Итак, загнать человечество в тупик, даже одному государству сравнительно легко. Найти выход из него даже усилиями целого мира очень трудно. По этой проблеме, к сожалению, больших продвижений пока нет.

 

<М18>

Хаос,  как источник

 «золотого дождя».

Еще более выразительным примером этой особенности является история современной России.

На месте мощной технической, научной, военной и социальной системы, построенной самоотверженным и  напряженным плановым трудом многих поколений, воцарилась анархия, бешеное разрушение, уничтожение, и разворовывание всего того, что было сделано предыдущей эпохой.

При чем делалось все это под руководством либеральных правительств, организовавших, поддерживающих  и создавших инфраструктуру  этого процесса.

Для воровства, беззакония, волшебных обогащений нужна среда, облегчающая и поощряющая все это, среда - политическая, экономическая, психологическая – и это все было создано.

Искусственно спланированный хаос дал невиданный простор для действия закона неограниченного расширения и в результате имеем, то, что имеем: мы стали первой страной по производству миллиардеров и последней по уровню жизни.

 Это продолжается уже около почти 18 лет, существенно увеличивая хаос мировой глобальный системы. 

Весь этот организованный хаос со стороны СМИ сопровождается разговорами о планировании по стратегическим направлениям и поиском национальной идеи.  

<М19>

Диалектика

хаоса.

Из законов сложных систем следует, что между методами хаотического и планового управления всегда существует диалектическое противоречие.

 Полностью избежать  наличия хаотических процессов в сложной системе нельзя. Иначе она не была бы сложной системой.

 Но чем больше параметры ресурсов, вовлекаемые  как из нижних уровней социальной системы: физического, химического, геологического, биологического, атмосферного и т.п., так из социального уровня, достигают критического уровня, переход через который допускает возможность  нарушения устойчивого равновесия социальной системы, то тем существеннее, чтобы ведущую роль в управлении играл плановый метод системно, учитывающий максимально возможные,  как ближние, так и дальние последствия.

 

 

 

<М20>

Закон управления

Социалистической

 системой.

Хаотические элементы регулирования социальных систем допустимы при условии их подчинения и строгого регулирования со стороны единых плановых методов управления.

Мир сложных систем, как правило, нелинеен, содержит бифуркационные точки, допускающий переход в экспоненциальные взрывные режимы.

Человечество получило печальный опыт знакомства с подобными системами при эксплуатации ядерных реакторов.

 При функционировании подобных систем совершенно недопустимо  пытаться управлять ими методами подобными русской офицерской рулетки.

§4. Объективно – субъективные группы (ОСГ)  в социальных системах.

 

<М1>

Новый уровень в изучении

 социалистической системы.

Органическое определение социалистической системой позволило нам объяснить и отметить несколько важных свойств и особенностей социалистической системы.

Однако для того, чтобы выйти на более глубокий теоретический анализ социалистической системы этого недостаточно.

Надо, прежде всего, четко объяснить, чем по существу, отличается методологический анализ капиталистической и социалистической системы.

 

<М2>

Маркс и Энгельс

 превратили

историю в науку.

Величайшая заслуга Маркса и Энгельса состоит в том, что они нашли пути объективизации (материализации) истории.

Причем они двигались в едином русле мировой науки, творчески перерабатывая систему построения теоретической физики Ньютона и теоретической биологии Дарвина.

 Маркс и Энгельс фактически сделали историю наукой, разумеется, со всеми вытекающими отсюда ограничениями.

 Современные гуманитарии уж полтора века бурно пишут о не сводимости их вопросов к таким грубым материям.

 Маркс и Энгельс это понимали не хуже их[6].

 

<М3>

Первая модель

социальной системы.

По сути дела, Маркс и Энгельс построили первую модель социальной системы, базирующейся на эксплуатации, позволившую охватить фактически всю мировую историю.

Они рассматривали людей, как некие социальные атомы, наделенные определенными специфическими взаимодействиями в процессах производства, обмена, потребления, воспроизводства себя и социальной среды и распределения материальных благ

. Каждый социальный атом вступал в специфические взаимодействия с другими атомами, стремясь обеспечить себе оптимальные условия выживания и воспроизводства.

Усреднение единичных взаимодействий по всей социальной системе, по аналогии с естествознанием, порождало исторические (макроскопические) движения и позволило на качественном уровне объяснить многие исторические процессы.

Такая модель неявно предполагает только простейшие свойства социального атома – человека.

Фактически человек был вне модели.

 Скорее в надстройке, чем в базисе и тем самым не определял основных  движений.

<М4>

Переход к модели   

социалистической

системы.

Однако, когда мы переходим к модели социалистической системы такой подход уже не работает.

Здесь нам уже недостаточно определять социальный атом, как примитивный объект, грубо  говоря, поведение, которого ограниченно максимизацией своей прибыли.

Социалистическое общество не может функционировать на таких принципах. Оно быстро развалится.

Распад СССР в некотором смысле подтвердил этот вывод.

 

<М5>

Нужна новая модель,

 построенная на основе

 научной методологии.

Нам необходимо более подробно учитывать социальное поведение человека: его психику, его индивидуальность, социальный статус.

 Но для того, чтобы теория социалистической системы была обобщением марксистской теории социальных систем она должна полностью сохранить, как составные части и методологию научного мышления и ее конкретные законы, в частности, присущий ей объективистский  дух, то есть научиться исследовать  субъективное  объективно.

 

<М6>

Объективно - субъективные

группы  в социальных системах.

Для этого необходимо  обобщить основное фундаментальное понятие теории – социальную группу.

Человек является одновременно и объектом и субъектом, так как наряду с объективными характеристиками типа роста, веса и т.п. он оценивает свое поведение и сам оценивается другими  людьми категориями, лежащими в морально-нравственной области: добро - зло, плохо - хорошо и. т. д.

Оценки эти порождают определенные психические эмоции: страх ненависть, жалость, которые могут генерировать определенные действия: нападение, бегство, помощь и т.п.

 

<М7>

Объект – субъект.

Так вот, чудесное свойство, социальной системы таково - люди, объединившиеся в социальную группу, превращают ее в объект - субъект.

 Это не философское, абстрактное понятие,  введенное для удобства теоретиков (так многие рассматривают понятие класса; такую позицию по отношению к социальным группам занимал отец современного либерализма Хайек).

Нет, это вполне реальные объекты.

 Это армии, которые могут наступать и отступать, это футбольные фанаты, которые могут устраивать драки, это рабочий класс, который может устроить забастовку, это уголовники со  вполне определенными угрозами. Чаще всего в буржуазной науке для этого используют нейтральное словечко «субкультура», чтобы замаскировать острые противоречия, связанные с процессом эксплуатации, лежащие в основе отношений большинства социальных групп.

А с другой стороны, эти социальные группы обладают всем набором эмоциональных субъективных качеств.

Социальные группы могут быть отважны или трусливы, глупы или мудры, благородны или подлы, добры или жестоки, справедливы или эгоистичны.

То есть, объединяясь  в социальную группу, мы порождаем некое живое псевдосущество, подобное нам.

 Оно, во-первых, живое, то есть может родиться, болеть, умереть, наделено психикой и чувствами,  а во-вторых, может обладать всеми как добродетелями,  так и пороками, которыми обладают входящие в  группу люди.

Даже более того, социальная психология убедительно говорит о том, что при объединении в группу, появляются новые качества, часто очень отличные от качеств входящих в нее людей и эти новые качества, бывают нередко гораздо страшней, старых, присущих людям до объединения.

Здесь нет ничего удивительного, один из принципов теории сложных систем гласит: «сумма частей, как правило, не равна  целому».

 

<М8>

Теория

рефлексивности

 Дж. Сороса.

Близко к необходимости  описания не абстрактных, а реальных социальных систем подошел американский миллиардер   Джон Сорос.

В своей монографии «Кризис мирового капитализма» (1998 г.), он отвергает общепринятую на Западе монетаристскую теорию, вульгарно копирующую теорию механического равновесия и утверждает, что в основу теории социальных процессов необходимо положить, выдвинутую им концепцию рефлексивности.

 Суть этого понятия заключается в том, что теоретическое описание траектории экономической системы, аналогичное движению материальной точки под действием внешних приложенных к ней сил подобное тому, как это делается в классической механике принципиально неверно, так как главную роль в социальной системе играют внутренние силы, носящие явно выраженный субъективный характер.

Будущее, по мнению Сороса, определяет субъективные принятия  решений участников мировой игры на предыдущем этапе.

Можно согласиться с Соросом, что учет того, что он называет рефлексивностью совершенно необходим, но в свою очередь он страдает односторонностью, так  как социальная система в определенных условиях обладает  и свойствами, которые мы можем считать объективными и исследовать соответствующими методами.

 

<М9>

Принцип

дополнительности

 Бора  в социологии.

Поэтому для исследования социальной системы гораздо более эффективным представляется применение известного принципа дополнительности Бора, в котором объективную и субъективную составляющую социальной системы следует изучать независимо, используя соответствующие методы, а затем делать неформальный синтез, дающий полную картину этой сложной системы.

При таком подходе понятие объективно – субъективные группы представляется более универсальным, более системным, более диалектическим.

<М10>

Как относиться

к социальным группам?

Все субъективные категории, как правило, образуют пары противоположных свойств: добро - зло, трудолюбие – лень и т.п.

Однако при описании социальных групп эта симметрия  нередко нарушается.

Начиная с 18 века в идеологии такие понятия   как народ, нация приобретают статус символа веры, обладающего абсолютной непогрешимостью.

 Народ может быть только мужествен, трудолюбив, справедлив. 

То, что говорится от имени народа, есть абсолютная  истина и должно быть выполнено любой ценой.

Если отряды из представителей, какого либо народа ворвались в вашу страну, и бомбят ваши города или  захватили финансы и руководство страны, и обрекли страну на нищету и разруху или взрывают ваши дома или,  борясь за  свои священные права, разрушили вашу страну, вашу ментальность, то народ здесь не причем.

 Просто виноваты отдельные плохие люди, так как народ, по определению, не может быть в чем-либо виноват.

<М11>

За + всегда следует -.

 Но такой подход совершенно не соответствует  логике, так как   мы, приписывая понятию «народ» положительные нравственные  качества,  тем самым возводим его в ранг субъекта и вынуждены допустить возможность существования народа, имеющего и отрицательные нравственные качества.

Идеализация любых социальных групп совершенно не соответствует практике любого правительства, которое вынуждено учитывать, например, этническую ситуацию в стране, в то же время, из-за всех сил делая вид, что ничего такого не происходит, сводя сложные вопросы опять к отдельным плохим людям.

 

 

<М12>

Социальная

ответственность.

 Такой подход совершенно не соответствует обыденному сознанию людей, их виденью реальности.

Из-за того, что народ является субъективно-объективной  группой, то хотим ли мы этого или не хотим, то неизбежно вытекает, в той  или иной степени отношение коллективной ответственности.

Игнорирование этого неизбежно порождает двойной стандарт.

 Ведет к обострению межэтнических отношений.

Как показало Косово отсутствие, правильной  национальной политики может привести к трагедии, по крайней мере, для одной из конфликтующих сторон.

Надо при разрешении возникающих вопросов полностью исходить не из формального юридического равенства людей, а в какой-то степени учитывать этническое неравенство, например хозяев и гостей.

  Отсюда возникает очень важный вопрос об отношении к социальным группам.

При первом знакомстве социальную группу предпочтительнее уважать, как уважаем мы обычно («в кредит») незнакомого нам человека.

<М13>

Социальную группу

надо воспринимать

 объективно.

А затем мы должны судить конкретную социальную группу, какими бы высокими словами она не называлась: народ, нация, страна, союз стран исключительно как  объективно – субъективную группу, то есть, как бы мы судили человека, обращая внимание только на его реальное поведение.

Разумеется, отношение к отдельному представителю группы ни в коем случае не должно быть тождественно  отношению к социальной группе, но провозглашение полной независимости от этого отношения является ни чем иным как социальной демагогией и в перспективе порождает двойной стандарт и еще более глубокие и острые конфликты. Все это надо самым внимательным образом учитывать при формировании социальной политики.

 

<М14>

Ответственность

члена социальной группы.

Здесь уместно замечание. Внешний  мир воспринимает объективно - субъективную группу как одно целое.

И каждый член группы несет ответственность, в лучшем случае моральную, за все, что эта группа сделала, хоть вполне возможно отдельный представитель группы не принимал  участие в данном действии и даже не одобрял его.

 

 

 

 

<М15>

Позор предательства.

 Два примера. Искусственный и искусный демонтаж социализма, проведенный кликой  Горбачева – Ельцина сопровождался серией предательств огромного количества стран, правительств, людей, которые  многие десятилетия были преданными союзниками нашей страны.

Стремясь наложить жадные руки на богатства, созданные за 70 лет  советским народом и выслужиться перед Америкой мы предавали всех и все, кто шел за нами: людей, народы, идеи. 

С полным равнодушием и даже с каким-то сладострастием  мы фактически участвовали в кровавых разборках над лидерами – нашими союзниками и друзьями в Афганистане, Румынии, ГДР, Югославии, Ираке.

Мы  трусливо и цинично способствовали оккупации Югославии и Ирака.

Мы бросили на произвол судьбы последнего верного нам исторического союзника –  Белоруссию.

 Мы бросили без помощи и поддержки миллионы граждан бывшего Советского Союза, сделав их жертвами произвола и насилия.

Нас не уважают и не любят, с нами не считаются  враги, а друзей у нас просто нет.

Потому что предателей не любит никто.

 Причем внешнему миру совершенно все равно кто из нас, и в каком качестве участвовал в этом позоре: активным участием или своим равнодушием.

Да и как можно уважать людей, которые одновременно произносят гневные речи об уничтожении памятника советским солдатам, павшим при освобождении Эстонии  от фашистов и  своими руками кастрируют знамя, которое советские солдаты подняли над рейхстагом в день победы над фашистами.

Мир судит о России, о русском народе.

<М16>

 «Новые русские».

Второй пример, можно коротко сформулировать так: ««Новые русские», как лицо русского народа». Дворцы и яхты в Испании и Швейцарии, проститутки, бешенный купеческий разгул – это лицо русского народа в современном мире. Ничего не поделаешь.

 

<М17>

Виртуальные

социальные группы.

Спецификой нашего времени, является то, что социальная группа  не обязательно должна быть выражена в активной физической или экономической форме, например, таких как колона демонстрантов или группа банкиров.

Она может носить типичный для нашего времени виртуальный характер.

Это может быть система сайтов  и активно обменивающаяся между собой группа пользователей Интернета.

Несмотря на то, что для внешнего мира это социальная группа как бы не существует, все признаки   объективно - субъективной группы здесь на лицо. Такие группы напоминают  колонии болезнетворных бактерий, которые обычно присутствуют в каждом организме.

Пока организм здоров и бактерии не могут преодолеть иммунные барьеры организма,  они вполне безопасны, и не видимы не вооруженным глазом.

 Но если  иммунная защита организма хоть в каком-то месте ослабнет, то колонии бактерий, живущие в организме, мгновенно переходят из пассивной виртуальной формы в активную и наносят эффективный и неожиданный для защитной системы организма удар.

<М18>

«Оранжевые революции».

Особенно опасны виртуальные социальные группы во время так называемых «оранжевых революций», когда по тем или иным причинам рациональное мышление общества подавлено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§5. Социальная система - фрактал.

 

<М1>

Исследование социализма

требует дальнейшего обобщения

модели социальных систем.

Оппоненты часто упрекают Маркса за то, что он строит свою теорию, рассматривая только восходящую линию эволюции.

Действительно, природа и история на определенных этапах демонстрирует разные стратегии, например,  нисходящую.

На этом мы можем убедиться, рассматривая крушение лагеря социализма, и деградацию России после контрреволюции.

Но в крупных временных масштабах восходящее движение эволюции, как в биосфере, так и в ее высшем уровне социосфере, несомненно.

Из чего следует, что социализм явление более тонкое и более сложное явление, чем капитализм.

Отсюда вытекает, что для того, чтобы поднять наш  анализ до уровня, позволяющего одновременно рассматривать как старые , так и новые ступени развития общества, мы должны обобщить фундаментальные понятия теории, сделав их более гибкими.

Примерно, такой путь прошла физика, двигаясь от  классической механики Ньютона к квантовой механике и теории относительности.

 

<М2>

База обобщения –

теория Маркса.

Нам есть от чего отталкиваться, Маркс и Энгельс фактически, дав первый метод анализа сложных систем и, построив объективную теорию социальных систем, явились тем самым Ньютонами и Дарвинами социосферы, открыв дорогу для ее дальнейшего научного изучения.

Сейчас перед нами стоит задача обобщение этой теории для того, чтобы получить инструмент для исследования жгучих вопросов современности.

 Во §§2-4  коротко изложены элементы теории социальных систем примерно на том уровне, на котором оставили ее нам Маркс и Энгельс.

 

<М3>

Классическая модель

 нуждается в модификации.

 Барьер, отделяющий социализм от всех прочих  форм организации общества определяется, грубо говоря, уровнем эксплуатации[7].

Но вся  мировая история до сих пор, в основном, и есть череда сменяющих друг друга формаций, основанных на эксплуатации.

 Именно такой подход заложен в исторической модели Маркса, сформулированный как классовая борьба[8].

Естественно, что для социализма необходимо иметь еще какие-либо другие свойства социальной модели, которыми классическая модель Маркса не располагает.

Категории, которые Маркс вводит в аксиоматику  своей теории, отражают глубинные  процессы развития социальной системы. 

<М4>

Учет

 социальной психологии.

Но все-таки они недостаточно обобщенны  и гибки, чтобы правильно отразить динамику современных социальных процессов.

Кроме того, мне представляется, что механизм реализации социальных процессов идет через социальную психологию.

А это в марксисткой модели фактически  не учитывается, так как Маркс относит их к надстройке.

Правда, как замечает Энгельс, это исправляется при конкретном обсуждении того или иного вопроса[9], но все-таки более последовательно было бы включить наиболее важные положения непосредственно в язык модели.

 Но все сказанное не является критическими замечаниями, так как каждая модель строится в соответствии с теми вопросами, на которые она предназначена ответить, а даже враги марксизма признают, что модель Маркса довольно верно предсказала ход истории на век вперед[10], что в период бурных исторических и технологических революций совсем не плохо.

 

<М5>

Нужно развитие,

а не опровержение марксизма.

Разумеется, эти недостатки марксистской модели были замечены буржуазной критикой, и каждая из них была представлена, как очередное опровержение марксизма.

 Хотя на самом деле речь должна была идти о обычной исторической ограниченности любой даже самой гениальной модели, и необходимости обобщении ее для описания усложнившейся реальности.

 

 

 

 

 

<М6>

Структура

 социальной системы.

Один из важных вопросов – создание понятий описывающей структуру социальной системы.

 Основная категория, которой оперирует марксизм – классы, порой через чур широка и через чур статична, для того, чтобы хорошо описывать тонкие конкретные процессы  в социальной системе.

 

 

<М7>

Социальная группа –

основной объект истории.

Определенными шагами в этом отношении было введение в §2 понятий социальной системы и условной социальной  системы и в §4 Объективно - субъективные  группы (ОСГ), которую для простоты изложения мы будем называть также социальной группой (СГ).

 Мир одиночных людей и одиночных действий - крайний и редкий случай. В подавляющем большинстве случае событие – это результат взаимодействия явных, а иногда замаскированных социальных групп.

Социальная группа может принимать самые разные облики своего существования, начиная от группы детей, играющих в футбол, и кончая классом в понимании Маркса.

<М8>

 «Кучкование»,

как психологическая мотивация

социального «видообразования».

Я отмечал, что постоянный и бурный процесс формирования и распада социальных групп, есть спонтанный процесс, аналогичный видообразованию, происходящему в биосфере.

Функция этого процесса в поддержке некоторого скоординированного разнообразия, необходимого для существования социальной системы.

 Я также говорил о том, что внутренним мотивом к созданию социальных групп является некая психологическая «жажда» к объединению, такая же острая, как чувства голода или зов пола.

 Я назвал это психологическое свойство «кучкованием».

 

<М9>

Чтобы выжить

надо прибиться к стае.

 То, что такое психологическое свойство существует, доказывает то, что для подавляющего количества людей абсолютная изоляция вызывает острые переживания, вполне способные завершиться летальным исходом.

 

 

 

 

 

 

<М10>

ОСГ,

как реальность истории.

Мне представляется, что выход на дальнейшие развитие исследования социальной системы через взаимодействие различных социальных групп, начатый еще Марксом, исследовавшим предельный случай социальной группы – класс.

Это понятие выбрано правильно, но необходимо  его углубление и расширение. 

Историю делают, начиная от потасовки у пивного ларька и, кончая величайшими битвами не просто отдельные люди, а именно объективно – субъективной группы различного размера и статуса.

Социальная сфера буквально  кишит всевозможными группами, непрерывно вступающими в самые разные взаимодействия.

Одни малютки, возникающие и гибнущие в течение нескольких часов.

Другие великаны, объединяющие миллионы и миллиарды людей и существующие века. ОСГ больше даже чем людей, так как каждый человек входит во множество ОСГ, часто даже не отдавая себе в этом отчет.

 

<М11>

ОСГ в животном мире.

Мне, кажется, что ОСГ лежит в основе того движения, которое мы называем социальным.

Оно достаточно представлено в предшествующем человеку животном мире.

Прежде всего, это так называемые социальные животные в мире насекомых: пчелы, муравьи, термиты.

Они демонстрируют образцы сложного социального поведения.

Это проявляется настолько сильно, что в голову закрадывается мысль, можно ли считать отдельную особь организмом, а не своеобразным органом.

А организмом в данном случае является весь муравейник или рой.

Вообще роль социального в эволюции животного мира более глубока, чем может показаться на первый взгляд.

 Известно, что высшие организмы в современном мире – многоклеточные.

 Одним из важнейших качественных переходов в мире живого был переход от одноклеточной формы к многоклеточной.

 В процессе эволюции создались коллективные группы одноклеточных организмов, у которых коллективное поведение стало настолько главной стратегией выживания, что отдельные клетки утратили свою «свободу» и превратились из социальных групп в организм.

 

 

 

 

 

 

 

<М12>

Социальность

важнее свободы.

Очевидно, нечто подобное произошло и с социальными насекомыми, когда природа сочла, что социальные качества в вопросе выживания играют более важную роль,  чем индивидуальность (свобода) отдельной особи.

Разумеется, пчела,  как организм, имеет гораздо большую автономию, чем клетка в организме.

Необходимость этого связана с тем, что пчела функционирует во внешнем мире, а клетка в пространстве организма.

 

<М13>

Социальность,

как стратегия выживания.

 Во всяком случае, мы убеждаемся в том, что выработка социального поведения является одним из основных стратегических направлений развития жизни.

При переходе к высшим организмам это направление представлено также большим количеством социальных видов функционирующих в виде стад, стай.

 Социальная форма жизни играет огромную роль в выживании и в воспроизводстве вида.

Напомню, что группа человекообразных обезьян, которая была предшественником  Homo Sapiens, тоже были социальными животными, с развитой иерархии отношений.

В отличие от насекомых групповые свойства высших животных в большей степени определятся высшей нервной деятельностью, чем у насекомых, в основе группового поведение, которого лежит, в основном, инстинкт.

<М14>

Социальная система –

это царство ОСГ.

Я останавливаюсь на элементах эволюционного в животном мире, потому что как считал выдающийся французский эволюционист Тейяр внимательное изучение предковых зародышевых форм очень много дает для понимания развитых форм.

Теперь мы уточним, сказанное выше.

<М15>

Социальная система

 – кентавр.

 Социальная система это мир, в котором рождаются, живут и умирают необычайно странные создания, напоминающие знаменитого кентавра «Волна- Частица» в квантовой механике, ОСГ.

Они представляют из себя некое псевдоживое существо, но не фантомов, а нечто реально существующее и материально ощутимое.

Совершенно, очевидно, человек в период своего формирования, не просуществовал бы и дня, если бы он жил одиночкой.

Социальная группа с одной стороны защищала его от врагов, усиливала эффективность его как хищника, позволяла реализовать элементарное разделение труда.

Для всего этого необходимо, чтобы кучкование было составной частью его инстинкта.

 К счастью так и получилось, ибо его предки были социальными животными.    

<М16>

Особенности ОСГ

  в обществе. 

Однако в процессе превращения человека в обезьяну происходила важная метоморфоза порожденная его психикой, как члена многих ОСГ.

<М17>

Инстинкт и сознание.

Принципиальным отличием человека от ближайшего к нему представителя животного мира является граница между инстинктом и рассудком.

У человека эта граница относительно резко сдвинута в сторону  рассудка.

У человека за инстинктом остаются только базовые корни его намерений и устремлений, на которые разум наносит свои свободные узоры, то есть роль разума гораздо более универсальна.

 

<М18>

Разделение

 функций.

Образно говоря, инстинкт выбирает направление деятельности, а разум намечает ее стратегию и тактику. 

<М19>

ОСГ, как

 целостный феномен.

 ОСГ, являясь порождением человеческого сознания, сохраняет его тенденции в своем функционировании, как некого единого целого.

Ее сознание, а под тем углом, которым мы ОСГ рассматриваем, мы имеем право говорить о  ее сознании, имеет те же достоинства и недостатки, которыми обладает породивший ее человек, в числе, которых мы числим относительную свободу разума.

 

<М20>

Критерии

деятельности ОСГ.

ОСГ, как и породивший ее человек, рождена, для деятельности, хотя мы охотно уклоняемся от этой навязанной нам богом и природой обязанности.

Поэтому, в своем поведении, ОСГ сохраняет элементы необходимые для организации деятельности.

 

 

 

<М21>

Человек

планирующий.

Маркс, в свое время отмечал, что человек  от паука отличается тем, что человек планирует.

 Планировать все это такая же внутренняя потребность человека как есть и пить.

 Планируют все: Сирано де Бержерак,  придумавший пять способов добраться до луны и Королев, строящий ракету для полета на луну, и Александр Македонский, и Остап Бендер и Чичиков,  Эйнштейн и Манилов.

 

<М22>

Планирование –

атрибут психики.

Планирование может быть противоречиво, утопично, оторвано от реализации,  но оно является  необходимым атрибутом психики человека.

 Но для того, чтобы планировать, надо иметь некоторые критерии по которым производится выбор альтернатив.

 

<М23>

ОСГ –

телеологическая система.

Здесь, разумеется, не идет речь о математических критериях.

 Сюда могут входить религиозные и философские установки, националистические, этнические, культурные, прагматические оценки и суждения.

Они могут быть  противоречивы, пассивны или активны.

 

В общем, эта целая область психической деятельности человека.

 Все сказанное индуцируется на ОСГ.  

Она имеет тенденцию стремиться к какой-то цели, чаще всего к согласованному комплексу целей.

<М24>

Телеологичность.

 В теории систем такие системы называют телеологическими.

 

<М25>

Человек все время

 творит ОСГ.

Действительно, человек неутомимо творит ОСГ, во сне и наяву.

Я полагаю, что искренняя ненависть многих обывателей к советскому строю, в частности, происходила и оттого, что эти проклятые советские бюрократы, построив жесткую систему управления, не давали естественной «свободы» для такой органически необходимой деятельности.

 Как только Советский Союз рухнул, тут же возникли миллионы ОО с ответственностью, ограниченной ответственностью, и без всякой ответственности, очень напоминающие контору «Рога и копыта» незабвенного Остапа Бендера.

Каждый третий мечтал создать свое дело. Одни из этих затей, так и остались мечтами, другие реализовались только на бумаге, третьи, возникнув, тут же лопались, как мыльные пузыри.

Врочем следует отметить, что эту свою способность планировать советский человек явно переценил.

 Пока страна мечтала, Чубайс и его команда прибирала якобы несуществующее богатство советского народа к рукам.

В результате мы имеем то, что имеем.

<М26>

ОСГ – это атрибут

социальной системы.

 

Но, если отвлечься от черного юмора, то многообразие, рождающихся, существующих и умирающих ОСГ – это и есть сущность жизни социальной системы.

 

<М27>

Двойственность.

Необходимо, обратить внимание на явно выраженную противоречивость определения ОСГ.

Это определение -  кентавр.

С одной стороны, субъект есть нечто неуловимое, индивидуальное, по ту стороннее.

С другой стороны, объект - это, что-то постоянное, устойчивое, на что можно посмотреть, что можно измерить, так же, как, например, стул, дерево, гору.

 Хорошо это или плохо?

 С одной стороны хорошо, поскольку отражает реальность.

Атрибуты сложной системы обязательно должны быть внутренне противоречивы, а социальная система неопровержимо относится к таковым.

С другой стороны плохо, поскольку эта естественная двойственность затрудняет понимание, дает хороший повод к демагогии и спекуляциям.

 

<М28>

Историк должен обладать

высокой самокритичностью.

Единственный способ преодоления указанных трудностей при использовании понятий такого рода, как настойчиво предупреждает Энгельс, очень точное и критическое использование подобных понятий при анализе конкретных исторических вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

<М29>

Сеть[11].

В заключении я хочу бросить общий  взгляд на картину социальной системы, описанную при помощи ОСГ.

Она представляет густую сеть, образованную многочисленными одновременно существующими ОСГ.

Причем сеть эта не четко прорисована, как моря и реки на географических картах.

Нет, она как бы покрыта мерцающей дымкой, создающей впечатление, какого – то движения.

Это происходит от того, что отдельные ОСГ ни на минуту не остаются в покое.

Они рождаются, умирают, бурно увеличивается, уменьшаются, или пребывают в кажущейся неподвижности.

 

<М30>

Фрактал.

Но есть еще одна интересная особенность сети, описывающей социальную структуру.

<М31>

Массштаб

 Картина, которую видит наблюдатель существенно зависит от масштаба, которым он пользуется.

Если вы настроите свой социальный микроскоп на более мелкие детали, то в место старой ОСГ вы увидите новые, которые ее составляют, например мир, регион, страна, город, фирма, семья,  и.т.д.

Причем, грубо говоря, на каждом уровне система управляется приближенно одними и теми же законами.

Такой переход к новому масштабу можно производить неоднократно[12].

Структуры, обладающими такими свойствами называются фракталами.

 Таким образом, используя инструмент ОСГ, мы получили новый образ социальной системы, как фрактала.

 

 

 

 

 

 

<М32>

Новый уровень

 диалектичности.

Мне представляется, что при рассмотрении любой социальной системы или условно социальной системы (см. С1, §2), требуется гораздо  более высокий уровень диалектичности описания, чем обычно используется.

 

<М33>

Закон неоднородности.

Неднородность любой клетки сети социальной системы не равна нулю.

 Этот закон в какой-то степени аналогичен закону социального трения. Суть этого закона заключается в том, что сложных идеальных систем в принципе не существует.

Конкретно это проявляется в том, что подсистемы любой системы в принципе отличаются друг от друга.

 А как это сказывается   на развитие системы в каждом конкретном случае нужно учитываться отдельно.

<М34>

Клетка сети 

динамическая система.

Таким образом, каждая конкретная подсистема (клетка сети) в каждый момент времени находится под воздействием сил двух типов: общих для всех элементов данной системы и конкретных для данного элемента (подсистемы) системы.

Это обеспечивает разнообразие развития элементов системы.

 

<М35>

Пример

из гидродинамики.

Ярким примером такого рода процессов является так называемое турбулентное движение жидкости в трубе.

 Ученые заметили, что при повышении скорости движения жидкости определенного значения наступает так называемый турбулентный режим, характеризуемый беспорядочным движением отдельных элементов жидкости, как скоростям, так направлением, но вся жидкость в целом продолжает продвигаться в заданном направлении[13].

<М36>

Разнообразие

линий развития.

Исследователи исторического процесса придают большое значение выявлению развития, то есть монотонному изменению некоторого параметра, характеризующего прогресс (производительности труда, материальному благосостоянию, развитию науки, нравственному уровню и т. п.) или регресс. Здесь наблюдается большое разнообразие.

Так при прогрессивном развитии системы в целом отдельные ее подсистемы могут и, как правило, находятся в состоянии регресса. Прогресс и регресс могут меняться местами.

<М37>

Направление развития

 отдельных клеток сети

может не совпалать.

Эти же антагонистические линии развития  наблюдаются между отдельными подсистемами одного ранга.

 

<М38>

Закон неограниченного 

расширения в сети.

Закон неограниченного  расширения, который мы рассматривали в §2, является одним из основных законов социальной системы и действие его проявляется в любой конкретной социальной системе.

 Однако в условиях реальной социальной сети возникают специфические эффекты, существенно влияющие на исторический процесс.

Каждая ячейка социальной сети обладает границей, и ее развитие существенно зависит от того, насколько оно лимитируется этой границей.

Если граница не лимитирует ее расширение, то продолжается нормальное развитие.

 Если расширение достигло границ, то возможны три альтернативы:

1.               В системе происходят качественные изменения, позволяющие ей развиваться в тех же границах;

2.               Система регрессирует и гибнет;

3.               Граница взламывается, и система развивается в новых границах[14].

 

<МЗ9>

Закон локальной

 ограниченности клетки сети.

На каком бы участке исторического развития не находилась система, и какие бы просторы развития перед ней не открывались, в ней всегда найдутся подсистемы жизнь и развитие, которых сдерживаются жесткими границами.

Закон неоднородности приводит к тому, что в социальной  системе всегда присутствуют подсистемы, находящиеся на разных уровнях социального  развития в смысле выживания.

В реальных социальных системах всегда остро не хватает внутренних ресурсов для устойчивого функционирования и развития. Поэтому всегда происходит функционирование успешных групп за счет неуспешных.

 

 

 

 

<М40>

Принцип

относительности.

Поскольку иерархическая структура сети достаточно сложная, то  понятие успешности всегда является относительным.

 Благодаря этому господствующие социальные группы удерживали власть в своих руках успешно применяя старинный принцип: «Разделяй и властвуй».

<М41>

Интуитивный, геометрический ,

грубый образ социальной системы.

Все выше сказанное есть попытка наметить и грубую схему исследования протекания исторического процесса в определенных  пространственно-временных границах и одновременно некоторый интуитивный образ социальной системы.

Мне кажется, что он в определенном смысле глубже схватывает свойство социальной системы, как единство субьективного и объективного, психического и материального, глубже передает ее динамичность и внутреннее движение.

А психологи считают, что интуитивный образ, который создается у человека на то или другое явление оказывает большое влияние на все его мировоззрение.

 Конечно, надо научиться пользоваться этим новым непривычным понятием.

А это не легко и не просто, и не скоро.

 

<М42>

Представляемый

и реальныйй мир.

В отличие от простейших организмов человек в своих действиях руководствуется непосредственно не инстинктом, а сложной интеллектуально эмоциональной надстройкой над инстинктом.

Поэтому анализировать историю, обращая внимание только на сугубо объективные моменты было бы не правильно.

Человеческая психика грубо преломляет и отражает реальный мир.

Здесь целый комплекс причин, связанный с генетикой и социальным опытом человека.

<М43>

Не знает…

Прежде всего  человек, каждый по своему, очень мало знает о таком сложнейшем объекте, как социальная система.

<М44>

Не видит…

 А, если не знает,  не видит. Так устроен глаз человека.

Нет базы для объективного представления.

 Кроме ограничения по уровню знаний, есть и другие причины. Человек, конечный автомат, а перед ним бесконечно сложный мир.

 

<М45>

Не хочет знать.

Действуют также и защитные механизмы, оберегающие организм от шока при виде сложности и трагичности реального мира.

Известно, что во многознании всегда наличествует много скорби.

Поэтому человек не только знает, но и не хочет знать[15].

<М46>

Философия

на школьном уровне.

Он, как правило, довольствуется смутными воспоминаниями о клочках школьных знаний, той туфтой, которую ему на уши навешивают сознательно или бессознательно СМИ.

<М47>

Здравый смысл.

Он в душе презирает всякую там философию, всякое умничанье.

Славу Богу, у него есть здравый смысл, которому его научили папа с мамой и его собственный жизненный опыт.

Но насчет жизненного опыта есть известное высказывание Энгельса.

«Но здравый челове­ческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные при­ключения лишь только он отважится выйти на широкий про­стор исследования[16]».

<М48>

Для познания сложного

 мало трех измерений.

Кроме ограничения по уровню знаний, есть и другие причины. Человек, конечный автомат, а перед ним бесконечно сложный мир.

Поэтому механизмы управляющие мышлением упрощают и огрубляют картину, делая ее такой, чтобы мозг мог с ней справиться.

<М49>

Мы не знаем мира,

в котором живем.

Таким образом, каждый человек, находятся внутри сложнейшей системы процессы, происходящие в которой определяют жизнь его самого, его близких, его народа, в конце концов, человечества, и о которых он не имеет не малейшего представления.

 А то, что он видит, не имеет никакого отношения к реальности.

 

<М50>

Страна дураков.

Таким образом наш современный человек, в том числе и средний российский обыватель, который голосует, ходит на выборы и изливает душу в Интернете больше всего похож героя известный сказки  Алексея Толстого о Буратино.

В этой сказке нашего героя с деревянной головой ведут в страну дураков представители СМИ Лиса Алиса и кот Базилио, для того чтобы он зарыл свои последние три монеты.

<М51>

Срочно нужны курсы по борьбе

с социальной неграмотностью.

Назвать понимание среднего российского обывателя социальной действительности полуграмотностью будет самой грубой лакировкой действительности.

Объективной оценкой этого явления будет полная неграмотность.

И я утверждаю, что сведение этой неграмотностью хотя бы к полуграмотности  самый главный  и пожалуй единственный шанс преодоления кризиса.

А поскольку сегодня правящая элита не проявляет интереса к решению этого вопроса, то единственной социальной группой, которая всегда отдавала свои силы пробуждению народного сознания  была российская интеллигенция.

Кроме нее некому решать эту задачу и сегодня.

И это как мне кажется сегодня ее самая главная задача.

 

<М52>

Пространственная

и временная ограниченность

 человеческой психики.

Хорошо это или плохо?

 Возьмем, например наш организм.

Тоже ведь сложная система, о которой честно говоря мы не имеем ни малейшего представления и,  можем только судить по тому не большому числу сигналов, которые нам организм нам считает нужным выдать.

 И слава богу, а то мы попадем в положение той сороконожки, которую после того, когда спросили, что она делает, когда ей надо двинуть правой  37 ногой перестала ходить.

 Хорошо да до поры до времени.

Когда наш организм сообщает нам, что у него что-то не в порядки, мы бежим к врачам, которые все же немного лучше нас знают, что там у нас происходит внутри.

<М53>

Научится видеть,

 дальше, чем на шаг.

Точно также происходит дело в социальной системе.

 Человечество самоконструированная система.

Каждое наше действие, каждое наше слово в совокупности определят будущее человечества.

Причем в таких пространственных и временных масштабах, в которых мы до сих пор мыслить не умеем и не хотим.

История на каждом шагу нас учит, что сплошь и рядом, то что делалось на благо семьи, нации, государства ,в конечном счете, оборачивалось его гибелью.

Маркс и Энгельс предупреждали человечество, что люди до сих пор привыкли учитывать только первичные последствия, а необходимо учитывать вторичные, третичные и т.д. последствия.

Это особенно актуально в современный период, когда скорость исторического процесса резко увеличилась и  неучтенные последствия высшего порядка буквально сыпятся нам на голову в виде системного мирового кризиса.

Если мы не научимся их учитывать в отпущенное нам не большое историческое время, то погибнем.

<М54>

Устойчивость и  развитие

социальной системы.

Обычно в сложной системе, как биологической, так и социальной, существует фундаментальное противоречие, которое часто решает ее судьбу.

Это противоречие между ее устойчивым стационарным функционированием и несоответствующими ее внутреннему темпу изменениям, для преодоления вызова, уготованного ей реальными обстоятельствами[17].

<М55>

Учет последствий.

Человеку свойственно решать, стоящие пред ним социальные задачи  самым примитивным, доступным способом.

Обычно экстенсивной максимальной борьбой за ресурсы невосстановимые или медленно восстановимые, всегда ограниченной среды, в которой он существует.

Обычно на какое-то время, в каких-то пределах, и то далеко не всегда, проблему удается решить, но параллельно с этим всегда остаются не учитываемые последствия.

<М56>

Хаос подрывает устойчивость.

 Которые благодаря одному из основных законов социальных систем – закону хаоса (см. §3), сливаясь дает общую хаотическую картину развития социальной системы, в которой последствия такого способа развития почти неизбежно подрывают устойчивость социальной системы и в перспективе неизбежно ведут ее к ускоренной гибели.

 

<М57>

Неуправляемая скорость

 развития,

 как  угроза существованию.

Особенности развития именно (человеческих) социальных систем, присущая им потенциальная возможность, в  отличие от биологических систем быстрого и мощного воздействия на свое саморазвитие, связанное с тем, что основные процессы лежат, главным образом, лежит не в физической, а в социальной сфере.

 Это так называемый Прометеев огонь, коварный дар богов, который возможно нас погубит.

 Потому, что, вручив этот опасный дар, боги не дали человеку мудрости, чтобы безопасно управлять им, а наоборот, коварно вручили ему шкатулку Пандоры, в которой сосредоточены худшие трансцендентные стороны человеческой психологии.

С течением времени, благодаря неуправляемому научно-техническому прогрессу спонтанное развитие человечество приобрело экспоненциальный характер, подобный развитию раковой опухоли, и в настоящее время это явно угрожает самому существованию человечества.

<М58>

Социальной машине

нужны тормаза.

Скорость социальных изменений явно превысило психологический предел необходимый для нормального существования человека.

 Если человеку не удастся найти оптимальное соотношение между устойчивостью социальной системы и ее развитием, определяемое ее психологией, и научиться им управлять, то будущее человечества бесперспективно.

<М59>

Социальная система и объективные

 условия ее существования.

Энгельс писал[18]:

 «… Согласно материалистическому пониманию истории, в историческом процессе определяющим моментом, в конечном счете, является производство  и воспроизводство действительной жизни».

 

<М60>

Социальная система,

как историческая

объективность.

Система, которая производит и  именно она воспроизводит  конкретного социального исторического человека, именно она определяет объективный момент истории.

 Действительно, только выгнанный из рая голый Адам не носил на себе метку истории.

<М61>

Действия

объективней разговоров.

 Смотря на конкретного исторического человека и его образ жизни, мы можем узнать уровень производства  уровень обмена, и величину Ойкумены, то есть важнейшие материальные черты его эпохи.

 Сам человек может не подозревать об окружающем его мире, но для того, что бы он мог реализовать конкретный образ своего бытия кто-то ему неведомый должен организовать производство, распределение, структуру общества.

 

<М62>

Классификация.

Как я уже отмечал, понятие ОСГ порождает огромное многообразие различных типов конкретных ОСГ, отличающихся друг от друга, как качественно, так и масштабами.

Классификация и исследование различных типов ОСГ, а в особенности конкретных ОСГ, играющих важную роль в социальной системе, вряд ли под силу одному человеку.

 Это скорее задача всего научного сообщества, стремящегося углубить понимание современных политических процессов.

<М63>

Типы ОСГ.

Здесь я хочу отметить только три типа ОСГ, отличающихся друг от друга стадиями своего развития.

<М64>

Потенциальная ОСГ.

1.     Первую можно назвать потенциальной ОСГ, в нее входит люди, объединенными своими условиями существованиям, отраженными в их социальной психологии.

<М65>

Пассивная ОСГ.

           2.   Во вторую, входят люди, осознавшие свою историческую общность с другими членами своей  ОСГ, но не предпринимающие никаких шагов к организации  каких-то действий для достижения своих целей.        Мы будем называть такую ОСГ пассивной.

<М66>

Активная ОСГ.

3.  Наконец, активные ОСГ, имеющие материальные средства и организационную структуру и являющиеся активными историческими объектами.

Разумеются, многие реальные ОСГ имеют промежуточный характер и их классификация не очень проста.

<М67>

Структура.

Если речь идет об активной ОСГ, которая действует  в реальном мире, добиваясь каких либо экономических, политических или иных целей она должна обладать определенной структурой.

Никакой организм не может действовать в реальной среде, не имея соответствующих органов, выполняющих отдельные специальные функции.

Чем больше подвигнута ОСГ в сторону активной деятельности, тем более четко должна быть проявлена ее структура.

Специфика ОСГ заключается в том, что она в отличие от организмов  сама строит свою структуру[19], что позволяет ей  гораздо более свободно и более разнообразно выбирать необходимые варианты.

Это как всегда по закону двойственности имеет свои достоинства и недостатки.

Вопрос формирования оптимальной структуры имеет большое значение при обсуждении вопросов развития социалистического общества.

 

<М68>

Предварительные итоги.

При решении вопроса об объеме статьи, размещенной  на сайте, я исхожу, в основном, из объема информации, которая обрушится на голову человека рискнувшего прочитать ее.

Поэтому размещение материала, часто не совпадает с логическим построением темы.

Главной задачей этой и предыдущей статьи была формулировка  общих законов социальных систем.

Поэтому выводы этих двух статей имеет смысл просматривать совместно.

 

1. Правильно написанные законы социальных систем должны обладать свойством целостности.

Это то означает, что они для обсуждения наиболее фундаментальных проблем социума должны играть примерно такую же роль, какую в математике играют аксиомы при изложении конкретных математических проблем.

 

 

2. Другим важным методологическим принципом, является принцип минимального уровня абстракции.

Грубо говоря, он заключается в том, что уровень абстракции формулировок категорий и принципов общей теории социальных систем должен быть выше, чем уровень описания конкретных проблем.

 

3. Двухуровневая модель общества.

.

4. Трехуровневая  модель общества.

 

5. Закон хаоса в социальных системах.. (3 закон социальной системы.)

В социальных системах существует  диалектическое противоречие между планомерными и хаотическими  действиями, как отдельных людей, так и целых социальных групп. 

Причем, чем больше рассматриваемый период  времени и численность социальной группы, тем больше действия носят хаотический характер.

 

 

       6. Объективно – субъективные группы (ОСГ)  - атомы социальных систем.

7. Необходимость включение понятий социальной психологии  в категории социальной системы.

 

8.  Проблема психологизации категорий социальной системы.

 

9.  Проблема морального и юридического статуса лиц входящих в ОСГ.

 

10. Виртуальные социальные группы.

 

11. Классическая социальная модель  нуждается в модификации. Главным направлением модификации должен быть учет социальной пихологии..

.

12.    Социальная группа основная категория социальной модели.

 

 

13. «Кучкование», как психологическая мотивация  социального «видообразования».  Чтобы выжить надо прибиться к стае.

 

14. ОСГ, как реальность истории.  Социальность  важнее свободы. Социальность, как стратегия выживания..

 

 

15.  ОСГ, как  целостный феномен.

 ОСГ, являясь порождением человеческого сознания, сохраняет его тенденции в своем функционировании, как некого единого целого.

Ее сознание, а под тем углом, которым мы ОСГ рассматриваем, мы имеем право говорить о  ее сознании, имеет те же достоинства и недостатки, которыми обладает породивший ее человек, в числе, которых мы числим относительную свободу разума.

 

16. Критерии  деятельности ОСГ..

ОСГ, как и породивший ее человек, рождена, для деятельности, хотя мы охотно уклоняемся от этой навязанной нам богом и природой обязанности.

Поэтому, в своем поведении, ОСГ сохраняет элементы необходимые для организации деятельности.

 

17. ОСГ –  телеологическая система. Планирование –  атрибут психики.

 

18.    Сеть как структура социальной системы.

 

 

19. Фрактал – как структура социальной системы.

 

 

20. Законы социальной системы в сети.

 

 

21. Принцип локальной ограниченности социальной системы.

 

22. Социальная неграмотность третьего сословия и ее опасности.

 

23.  Социальной системе нужны тормоза.

 

24.  Закон неоднородности развития социальных систем проявляется не только в горизонтальном, но  и в вертикальном расширении.

Так в каждой ограниченной территории он ведет к расслоению населения и образованию ряда социальных групп связанных отношением эксплуатации.

 


Сайт ВЫЖИВАНИЕ

Оглавление

Назад

Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь

 



[1] Подробнее: Раздел сайта: Социальные системы, статья «С1. Законы социальных систем.».

[2] Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». К. Маркс, Ф. Энгельс Избранные произведения. Т. 2, с.78, «Госполитиздат» - М.: 1948.

[3] Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». К. Маркс, Ф. Энгельс Избранные произведения. Т. 2, с.79, «Госполитиздат» - М.: 1948.

[4] Там же.

[5] Там же, с.80.

[6] Об этом, например, совершенно явно свидетельствует письмо Энгельса к  И. Блоху (1890 г.). К.Маркс, Ф. Энгельс Избранные произведения, т.2, с.467.

«Маркс и я отчасти сами виноваты в том, что молодежь иногда придает больше значения экономической стороне, чем это следует. Нам приходилось, возражая нашим противникам, подчеркивать, главный принцип, который они отрицали, и не всегда находилось достаточно времени, места, и поводов отдавать должное и остальным моментам, участвующим во взаимодействии. Но, как только дело доходило до какого-то исторического периода, т.е. практического применения, дело менялось, и тут уже не могло быть никакой ошибки. К сожалению сплошь и рядом полагают, что новую теорию вполне поняли и могут ее применять,

сей час же, как только усвоены основные положения, да и то не всегда правильно. В этом могу упрекнуть многих новейших «марксистов»; ведь благодаря этому также возникает удивительная путаница…».

[7] Я пока прошу принять, это, в общем очевидное положение, без доказательства.

[8] Как известно, Маркс и Энгельс, в основу исторической классификации положили уровень развития производительных сил данного исторического периода. Это было гениальное решение, так как это позволило в значительной степени объективизировать историю. Но это еще было совершенно логичным, потому что производительные силы общества менялись гораздо медленнее, чем процессы в сфере социального сознания, которые они относили к надстройке. Однако, в настоящее время ситуация резко изменилась. Скорость изменения материальной составляющей жизни людей резко возросла. Это дает основание положить  в основу обобщенной исторической классификации  обобщенное представление о качестве жизни людей, в которое, несомненно, уровень производительных сил войдет, как важная составляющая. Но туда войдут и другие важные признаки, такие как, например, безопасность, надежность, психологический комфорт, духовный уровень общества и т. п

[9] Смотрите сноску к пункту «Маркс и Энгельс превратили историю в науку» §4.

[10] Е. Гайдар, В. Мау «Марксизм: между научной теорией и «светской религией. (Либеральная апология)». «Вопросы экономики»,№  5,6, 2004.

[11] Частным случаем структуры типа  сети, является структура типа дерева, в которой каждая подсистема принадлежит только одной системе. Примером дерева является любое природное дерево. В сети могут реализовываться отношения более высокого порядка. Например, одна подсистема может принадлежать двум и более системам. Более того, часть одной подсистемы, может принадлежать одной системе, а другая ее часть другой. Так США, Канада, Австралия, Западная  Европа лежат на разных материках, а по экономическому, политическому и идеологическому признаку принадлежат к евроцентризму («Золотому миллиарду»).

[12] Так признаки эксплуатации и сотрудничества воспроизводятся на каждом уровне, хотя механизмы их реализации могут существенно отличаться друг от друга.

[13] Но на ее продвижение приходится затрачивать дополнительную энергию насосам, осуществляющим перекачку.

[14] Последний путь, как правило, сопровождается качественными изменениями.

[15] Я вспоминаю свою школьную учительницу, которая всегда нам говорила: «Бедненькие, как вы боитесь узнать чего-нибудь лишнее».

[16] Фридрих Энгельс «Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». М. ОГИЗ. Госполитиздат. 1945, с. 21.

 

[17] В каком-то смысле одну их самых страшных болезней онкологии, с позиций организма можно назвать болезнью неуправляемого клеточного развития.

[18] К. Маркс, Фридрих Энгельс  Избранные произведения. М.: 1948, с. 467, Письмо Энгельса к  И. Блоху.

[19] Отличие, впрочем, очень условное, организм, используя свой генетический аппарат, все время строит и развивает свою структуру. Отличие относительное, что ОСГ в таком процессе обладает гораздо большей свободой выбора, чем биологические системы.