В. Горенбург - Быть или не быть.

На сайт ВЫЖИВАНИЕ

Оглавление

Назад

Вперед...


          

А.1. Введение в сложное. Синергетика[1].

 

     1. Основные тезисы.

       1.1. Специфика III тысячелетия.

         1.2. Методология методологии.

     2. Информационный кризис и социальные науки.

     3. XX век – поиски синтеза.

     4.Синергетика – парадигма сложносистемного мышления.

     5. Особенности мышления ученого.

     6. Экспансия синергетики.

     7.Выводы.

 

С этой статьи начинается серия статей объединенных темой: «III тысячелетие - эпоха сложносистемного мышления».

 

 

Задача этого цикла  дать общую характеристику  современной Системной Методологии Научного Мышления (СМНМ), и определить в ней место социальных наук.

 

 

 

 

 

1.Основные тезисы.

 

1.1. Специфика III тысячелетия

 

Я начну с того, что сформулирую рад тезисов, определяющих эту тему.

 

1.     Современные социальные науки находятся в перманентном  методологическом кризисе.

 

2.     Следствием этого кризиса является низкая социальная эффективность социальных наук.

 

 

3.     Третье тысячелетие - начало нового периода мировой истории.

 

4.     Единство мышления помогает сравнивать эволюцию различных наук.

 

5.     Физика находится в третьем тысячелетии, а социальные науки во втором.

 

6.     Математика была проводником физики в мир сложных систем.

 

7.     Синергетика  наука третьего тысячелетия.

 

8.     Сложность, как специфическая черта нового мышления.

 

 

 

 

1.2. Методология методологии.

 

Одним из парадоксов  Философии (в частности методологии) заключается в том, что надо опираться на определенные уже принципы философии (методологии).

Иными словами, чтобы, что ни будь сказать, надо уже чего-то знать.

При изложении СМНМ мы будем использовать ряд ниже следующих принципов, обоснование которых будет дано в следующих статьях серии.

 

1.     Принцип Объективности.

 

2.. Принцип Относительности.

 

3.     Принцип Эволюции.

 

4.     Принцип Единства (Целостности).

 

5.      Принцип Противоречия.

 

.

 

 

 

 

 

 

2. Информационный кризис и социальные науки.

 

Начнем с современности.

 

 

<M1>

Информационный

Потоп.

Мы живем в эсхатологические времена Второго Всемирного Потопа[2], в которых Всевышний в очередной раз объявляет человечеству, что его второе  много тысячелетнее терпение кончилось.

Очевидно, желая быть современным, он несколько изменил технологию проведения этого мероприятия.

На этот раз нас затопляет не водная стихия, от которой можно спастись таким консервативным средством, как плот.

На этот раз мы барахтаемся, и возможно пойдем ко дну от цунами накатывающихся на нас волн информации.

<M2>

Знание – сила?!

В такой обстановке традиционные лозунги  вроде популярного бэконовского «Знание – Сила!», или призыва читать книги звучит кощунственно.

 

<M3>

Читать

хорошие книги!

Несколько оптимистичнее, звучит песня, в которой великий русский бард Владимир Высоцкий призывал  читать только хорошие книги.

<M4>

Стоять

 на плечах гигантов.

С ним через века перекликается гениальный английский физик Исаак Ньютон, который говорит, что ему удалось что-то существенное сделать только потому, что он стоял на плечах гигантов.

Идея не плохая.

В случае потопа, в независимости от его формы, стоять на плечах гигантов дает шанс противостоять натиску стихии потока.

<M5>

Для женщин и лакеев

 нет великих людей.

М. Горький.

Но вот вопрос: Где взять гигантов?

Обыденное сознание обычно считает, что среди их современников нет ни великих людей, ни великих идей.

 

 

 

<M6>

«Титанов рождает эпоха,

Титаны эпоху творят».

Естественно гигантов не много по самому определению этого слова.

Не много и действительно оригинальных идей.

Но, как, правило, и люди и мысли такого масштаба встречаются в любой  исторической эпохе.

 

 

<M7>

Каждый знает, что

Дарвинизм и Социализм

опровергнуты!?

Особенно не повезло в этом смысле глубоким идеям.

Часто бывает, что первоначально новая идея принимается «на ура!», без всякого критического анализа.

Эта же идея  следующим поколением так же безоговорочно отвергается обыденным сознанием по тем же причинам.

 

 

 

<M8>

Большие идеи

 не стареют!

В определенном смысле, большие идеи не стареют!

Их изначальная глубина гарантирует их огромное влияние, и способствуют дальнейшему прогрессу науки.

 

<M9>

 Книги, которые

 необходимо читать.

Поэтому, в наш век ограничение своего круга чтения становится не капризом, не снобизмом, а суровою необходимостью выживания.

<M10>

Что такое

хорошие книги?

Это книги, содержащие не тривиальные идеи, и тем самым являющиеся инвариантными, к набегающему на нас потоку времени, то есть не потерявшими способности к развитию, стимулирующие его.

 

<M11>

Математик

 ставит задачу

XX веку

Но возможно ли сие.

Мировая и история содержит много положительных ответов на этот вопрос.

Я ограничусь одним.

 

В 1900 году на Втором Международном математическом конгрессе Великий немецкий математик Гильберт формулирует знаменитый список 23 нерешённых проблем математики, послуживший направляющим указателем приложения усилий математиков на протяжении всего XX века[3].

 

<M12>

Историк

 ставит задачу

 XXI веку.

Может быть, такое возможно только в математике.

Я приведу другой пример.

В 1941 году во время фашистской оккупации Франции, известный французский историк Марк Блок, один из основателей  исторической школы «Новое историческое движение» и  журнала «Анналы», оказавших большое влияние на развитие современной истории, написал небольшую книгу «Апология истории или ремесло истории[4]».

В этой книге Блок ставит перед историками XXI века примерно такие же вопросы, которые ставил Гильберт математиками.

Однако вследствие определенных исторических социально психологических причин методологические принципы современной истории, которые намечал Блок не нашли своего отражения в работах подавляющего числа современных представителей гуманитарных наук.

<M13>

Перманентный кризис

 гуманитарных наук.

В этом, с моей точки зрения, одна из причин перманентного методологического кризиса социальных наук, который длится уже больше века.

 

 <M14>

Разрыв

единства науки.

Одной из причин этого кризиса является разрыв единства науки, который произошел во второй половине XIX века.

Этот разрыв произошел, в основном, по идеологическим причинам.          

С этих пор гуманитарные науки стали развиваться, как совершенно независимая, замкнутая на себя модель.

<M15>

Генератор идей.

Один из известных современных синергетиков профессор Аусбургского университета  Клаус Майнцер, в книге посвященной сложносистемному мышлению[5], провел исторический анализ о взаимоотношениях между естественными и гуманитарными науками.

 

 

 

Он показал, что во все исторические эпохи естественные науки были генераторами идей, терминов, моделей, концепций для гуманитарных наук.

Таким образом, состоявшийся развод был, несомненно, одной из причин методологического кризиса в гуманитарных науках.

<M16>

Сложность.

В XX веке на простую и ясную картину классической науки, на которой, кстати, покоятся все достижения научно технического прогресса, стали набегать черные тучи.

Большая часть неприятностей, с которой столкнулось новое время, можно охарактеризовать одним словом – сложность.

Реальные процессы и явления, оказались слишком сложными для того, чтобы их можно было сформулировать, объяснить и использовать, опираясь на багаж, накопленный классическим мировоззрением.

Первыми естественно почувствовали это ученые.

 

 

 

3. XX век  – поиски синтеза.

 

 

Следствием этого были спонтанные попытки со стороны научного сообщества построить системы, отражающие специфику нового мышления.

 

<M1>

Тектология.

Одной из первых систем такого рода надо считать Тектологию А.А. Богданова[6].

Тектология, или «Всеобщая организационная наука» была созда­на Богдановым на основе интеграции идей естественных и гуманитар­ных наук.

В начале своего научного творчества в качестве такого единого научного принципа для него выступал принцип энергетический, но к моменту завершения работы над «Тектологией», энергетический принцип был дополнен, а затем замещен, другим всеобщим принципом орга­низационным.

Именно организационная точка зрения позволяла Бо­гданову находить общие закономерности в возникновении, развитии и исчезновении сложных системных объектов, как в физике, химии, био­логии, так и при изучении явлений индивидуальной психики человека и общественных феноменов.

Богданова с  можно считать предтечей всех крупнейших системных движений XX века.

 

<M2>

Общая теория систем.

Общая теория систем (теория систем) — научная и методологическая концепция исследования объектов, представляющих собой системы.

 Она тесно связана с системным подходом и является конкретизацией его принципов и методов.

Первый вариант общей теории систем был, выдвинут Людвигом фон Берталанфи[7].

Его основная идея состоит в признании изоморфизма[8] законов, управляющих функционированием системных объектов.

Общая теория систем была предложена Л. фон Берталанфи в 1930-е годы.

 Идея наличия общих закономерностей при взаимодействии большого, но не бесконечного числа физических, биологических и социальных объектов была впервые высказана Берталанфи в 1937 году на семинаре по философии в Чикагском университете.

Однако первые его публикации на эту тему появились только после Второй мировой войны.

 Основной идеей Общей теории систем, предложенной Берталанфи, является признание изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов.

Фон Берталанфи также ввёл понятие и исследовал «открытые системы» — системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой.

 

 

 

 

<M3>

Кибернетика.

Кибернетика, такое определение предложил учредитель этой науки Норберт Винер в 1948 году[9].

Вторая мировая война резко повысила интерес общества в области автоматики, управления, информатике и вычислительных машин.

Откликом научного сообщества было возникновение мощного научного  системного движения, которое оформилось в виде междисциплинарной  системы – кибернетики.

Определяющий научный принцип кибернетики заключается в анализе обратных связей в естественных и искусственных объектов различной природы.

Во второй половине XX века кибернетические методы интенсивно использовались почти во всех областях науки.

При помощи их были получены многие открытия и технические изобретения.

Но несмотря все успехи выше перечисленных системных  теорий им было не суждено сформировать новую научную дисциплину.

 

 

 

 

4.Синергетика – парадигма слоожносистемного мышления.

 

 

 

 

Причиной этого, было отсутствие  в их концепциях трех важнейших методологических принципов: сложность и нелинейность и хаос.

Наука, основной задачей которой стал  анализ сложных нелинейных процессов современного мира – синергетика   сравнительно молода.

Само название синергетика возникло, примерно, 40 лет тому назад, и соответствует новому, достаточно зрелому состоянию этой области.

Важно, понимать, что проблема, которой занимается эта наука, имеет прямое отношение не только к технике и естествознанию, но ко всей современной науке в целом.

Таким образом, мы переходим к главной составляющей этой статьи – синергетике.

<M1>

Сложность

   новая методология

  III тысячелетия.

Очевидно, можно без большого преувеличения сказать, что спецификой современности является скачок интенсивности, исследуемых нами процессов, как в естествознании и технике, так и в социальной жизни общества.

 

 

 

<M2>

Новый мир,

который мы не видим.

Резкое увеличение интенсивности какого-либо важного параметра  процесса обычно вызывает не наблюдаемые раньше явления.

Для изучение таких явлений надо применять принципиально новую методологию исследования адекватную исследуемому.

Невозможно, исследовать вирусы без электронного микроскопа и Вселенную без радиотелескопа.

Поэтому, синергетика, исследующая общие закономерности сложного в принципе, необходима как для естественных и технических, так и гуманитарных наук.

Объектом исследования синергетики, в первой половине XX века, были в основном задачи естествознания.

Однако после разработки некоторых основополагающих принципов центр тяжести начал заметно перемещаться в область гуманитарных наук, в качестве примера я обращу внимания читателя на 4 соответствующие    книги[10] [11] [12] [13].

Отмечу, что сложность усвоения этих книг заключается не в математике, которая практически отсутствует, а, наоборот, в некотором уровне гуманитарной культуры.

Продолжим поверхностное знакомство с синергетикой.

 <M3>

Система.

Система представляет собой совокупность своих элементов и компонентов.

 Элемент – первичная неделимая часть системы (кирпичик, атом).

Компонент – более широкое понятие, включающее как элементы, так и составные части системы – подсистемы.

Подсистема – внутренняя система, являющаяся частью компонентом, частью данной системы.

Так, например, античный Рим – это полисное государство, состоящее из элементов – граждан Рима, рабов и компонентов подсистем – подчиненных ему полисных государств.

Система, как средство классификации используются во всех областях науки.

Система, как структура теоретической модели, используется в классической философии,  особенно в немецкой.

На основе понятии «система» построены, упомянутые в тексте тектология, общая теория систем, кибернетика и синергетика.

 

 

<M4>

Сложная система.

Основным понятием синергетики, отделяющим ее от класса «простых систем», является понятие «сложная система».

 

 

<M5>

Целое не сводится

к своим частям.

Главное характеристическое свойство  сложных систем, главный признак, выделяющий сложную систему можно сформулировать так:- 

«Целое не сводится к своим частям».

Это условие на первый взгляд кажется абсурдным.

Ведь длина веревки  равна сумме длин кусков, из которых она связана.

Площадь квартиры равна сумме всех площадей помещений, из которых она состоит.

Вес вещей, которые вы несете в мешке, состоит их суммы весов вещей в нем лежащих и т.д. и т.п.

 

 

 

<M6>

Это через чур просто,

чтобы быть верным

На самом деле эти примеры относятся только простейшим свойствам простейших систем.

Человек, у которого ампутирована одна нога или рука отнюдь не в два раза или в четыре раза утрачивает способность к какой-то деятельности.

Это целиком зависит от вида деятельности.

Если он пишет книги, то это одно дело, а если играет в футбол  или волейбол, или пилотирует самолет, то совсем другое.

 

 

<M7>

Простые системы.

Первая трудность в понимании сложных систем заключаются в том, что ее определение построено  на отрицании чего-то, того, что предполагается  читателю уже известным.

Это чего – то определяется словами «не сводится».

Проще начать анализ с антиподами сложных систем, свойством которых является прямое определение, а не его отрицание.

Таким антиподом является определение «простых систем», которое получается, отрицанием определения сложных систем.

 

 

 

 

 

<M8>

Целое  сводится

к своим частям.

Таким образом, основная характеристика простых систем будет читаться так:

 

Главным характеристическим свойством простых систем есть утверждение:

- «Целое  сводится к своим частям».

Но слово «сводится» многозначно, как это свойственно обыденному языку.

Чтобы уточнить его семантику, необходима помощь историка.

 

 

 

 

5. Особенности мышления ученого.

 

<M9>

Отступление:

Ученый и другие.

Как это не унизительно гордому человеку, второму после Бога, философия и психология человека существенно зависит, от унижающих его с грубо материальных факторов, при помощи которых он добывает насущный хлеб свой.

Проще говоря, от уровня развития производительных сил соответствующей эпохи.

То есть от тех грубых факторов, которые эти бесстыдники Маркс и Энгельс  швырнули в лицо гордому, религиозному и гуманитарному человеку.

 

 

 

 

<M10>

Ученый пытается

мыслить объективно.

Но, увы, мышление ученого существенно отличается от мышления священника, художника и вообще от обыденного мышления.

Практически в одно и то же историческое время герой пьесы Горького «На дне» произносит сакральную фразу: - «Человек – это звучит гордо», а верующий академик Павлов пытается разобраться, чем отличаются рефлексы собаки и обезьяны от рефлексов человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<M11>

Эпоха

механистического

 мировоззрения.

Научная методология, требует рассмотрения любого явления в развитии.

Если смотреть на человечество с такой точки зрения, то в истории человечества наступил момент, когда оно начало использовать сначала простейшие, а потом все более сложные механизмы.

 Вполне возможно это время можно отсчитывать с эпохи египетских пирамид.

 

 

<M12>

Не Бог,

не царь,

и не герой

Что ни говори, а построить такие сооружения, используя только в качестве движетеля человеческую силу невозможно.

Здесь возможны только три варианта либо Бог (один или несколько не суть), либо пришельцы, либо механизмы.

 

 

<M13>

Тернистый путь науки.

Первые два варианта для науки неприемлемы.

Они снимают все вопросы и не содержат потенциала для творческого развития.

Значит механизмы.

Потом была эпоха античности, где Архимед в Сиракузах про помощи своих лебедок, блоков и рычагов громил Римский флот.

Затем колесницы, ткацкие станки, огнестрельное оружие, водяные мельницы, часы, наконец, паровые машины и т.п.

 

 

<M14>

Ты мой друг

тоже   машина!

Постепенно возникла идея, что все сущее нечто иное, как своеобразные машины.

Ньютон превратил в машину солнечную систему, а Лаплас всю Вселенную.

Декарт считал машинами животных.

В мольеровском театре при организации спецэффектов, появилось выражение: «Бог из машины».

Появилась мода на конструирование механических людей-автоматов, играющих в шахматы.

Лейбниц размышлял над проектом «думающей машины».

Появилась мода на литературу о похождениях людей-автоматов[14].  

 

 

 

<M15>

Что такое машина?!

Поскольку понятие машины поднялось до мировоззренческого уровня, то становятся  актуальным вопрос, что же такое машина в философском смысле.

Если мы возьмем наиболее распространенный механизм часы, то ответ на этот вопрос можно выразить следующим образом.

1.     Если известны все части машины, то ее можно собрать совершенно однозначным образом.

2.     Если запустить собранную машину, установив какое-то начальное положение, то она будет, находится в любой другой точке времени в единственном, совершено точно определенном положении, о чем бы ни шла речь: о положении стрелок на циферблате часов, или о положении солнца луны и планет на небе.

 

 

<M16>

Простые системы.

Именно это полностью дает точное определение слову «сводится» в определении «простых моделей».

Простые модели это машины, зная детали которых и начальное состояние, можно абсолютно точно предсказать ее состояние в любой момент времени.

 

 

 

 

<M17>

Сложные системы.

 Теперь проясняется и понятие сложной системы.

Сложные системы отличаются от простых тем, что для них точного предсказания сделать не возможно.

Значит, сложные системы описывают такие процессы для которых можно найти только вероятность того или иного события, указать тенденцию процесса или сделать грустный, но необходимый вывод, что при сегодняшних знаниях никакого прогноза сделать не возможно.

 

Именно такие системы определяют специфику нашего времени.

Потому они являются предметом изучения синергетики.

Сложные системы встречаются в веществе на молекулярном, квантовом уровнях, в технике, информатике.

 

 

<M18>

Важно!!

Биологический организм, социальные группы и в целом общество также являются сложными системами.

 

 

<M19>

Принцип

относительности.

Знание, накопленное человечеством, есть ограниченное отражение нашим сознанием бесконечно сложного внешнего мира.

Поэтому оно всегда неполно, относительно.

Это накладывает свой отпечаток на все вводимые нами понятия.

Рассмотрим, например известную нам всем машину: часы.

Все их детали нам известны, значит согласно данному нами определению машины, они должны ходить вечно и абсолютно точно.

Но детали постепенно изнашиваются, и часы постепенно теряют свою точность, часто просто ломаются.

Этим они отличаются от идеальных часов, данных в определении.

 

 

 

<M20>

Простые системы

  идеализация.

Это означает, что простых систем  в природе не существует.

Просто есть реальные процессы, которые в рассмативаемый период времени дают такую высокую вероятность прогноза, что  кажутся нам простыми моделями.

Относительность понятий надо всегда сознавать.

 Более того,  надо уметь ее оценивать.

 

<M22>

Математика, как

простая система!

В самом деле, любую математическую задачу можно рассматривать, как систему, частями которой являются все аксиомы, теоремы и определения необходимые для доказательства.

Аналогом машины фактически является проводимое доказательство.

Очевидно все детали такой «машины» всегда остаются абсолютно точными, как и результат доказательства.

Короче, говоря, дважды два всегда будут четыре.

 

 

<M23>

Признаки простых

и сложных систем.

Таким образом, применение математики, как принципа обоснования может считаться признаком простой модели, а не сводимость обоснования к математическому доказательству признаком сложной модели.

 

 

 

<M24>

Активные элементы.

Компоненты сложной системы обладают своей собственной внутренне обусловленной активностью (недетерминированным поведением) и находятся во взаимодействии друг с другом.

Что означает  недетерминированное поведение?

Это означает, что наблюдателю они представляются абсолютно неизменными, а на самом деле в них происходит невидимое внутреннее движение.

 

 

 

<M25>

Спонтанная

активность

Обычно такие элементы обладают высокой энергией, и напоминают мину с часовым механизмом.

Момент, когда произойдет взрыв угадать нельзя.

Мы будем говорить, что такие элементы обладают спонтанной активностью.

Понятно, что если система содержит компоненты, обладающей спонтанной активностей, то она является сложной, так как абсолютный прогноз ее поведения не возможен.

 

 

 

<M26>

Механистический

 стереотип.

Поскольку современный человек окружен механизмами, он привык считать окружающий его мир простой системой.

Это  стало устойчивым психологическим стереотипом его поведения, преодолеть который очень не просто.

 

 

 

<M27>

Отступление.

Расскажу следующий курьезный случай.

Пилот, который привез очередную арктическую экспедицию, несколько дней жил с полярниками в собранном домике.

Однажды, когда он разбирал и смазывал свой пистолет, механики решили над ним подшутить.

Они незаметно подсунули к лежащим на столе деталям лишнюю гаечку.

Пилот несколько раз, собирал и разбирал пистолет,  но, разумеется, лишняя гаечка все время оставалась.

В данном случае он слепо следовал стереотипу механистического мышления: раз детали машины ему однозначно известны, то он должен однозначно собрать ее.

Он просто не учел, что находился не в механистической среде, а в социальной среде, в которой он бы и должен искать разрешение своего противоречия.

 

 

 

<M28>

Мы не видим,

окружающих нас

сложных систем.

Этот рассказ, можно рассматривать, как притчу, имеющую серьезный смысл.

Живя в механистическом мире, мы не видим, окружающий нас мир сложных систем.

Для того, чтобы хотя бы немного расшатать стереотип механистического мышления полезно привести примеры систем, содержащих спонтанно активные компоненты.

 

 

 

 

5. Экспансия синергетики.

 

<M1>

Вселенная имеет

 спонтанно активные

компоненты.

Начнем,  с самого фундаментального понятия, осваемого человечеством – Вселенной.

Наблюдение за ее свойствами велось со времени древнего Египта и Вавилона.

По мере накопления наблюдений, в самых широких пределах менялись взгляды на Вселенную. 

К настоящему времени накоплен огромный банк данных и разработано большое количество теоретических моделей эти данные описывающие.

Обобщая всю эту информацию, физики теоретики выдвинули детально проработанную гипотезу, которая в настоящее время признана большинством ведущих физиков теоретиков мира.

Это теория Большого взрыва, в основе которой положены идеи общей теории относительности Эйнштейна.

Отцом этой теории является бельгийский монах-иезуит Жорж Леметр, впервые высказавший эту гипотезу в 1927 году[15].

Эта теория предполагает, что наша Вселенная родилась в результате спонтанного взрыва супер элементарной частицы типа «черной дыры» во Вселенной являющейся проматерью нашей Вселенной.

Естественно предположить, что наша Вселенные тоже содержит  подобные супер частицы.

Эти частицы, как раз и являются, ее спонтанно активными элементами.

Таким образом, Вселенная, рассматриваемая, как система, является сложной системой.

 

 

 

<M2>

Элементарные частицы.

Теперь от самого большого объекта, постигаемого нами, перейдем к самому маленькому.

Все что видит наш глаз, в конечном счете, состоит из элементарных частиц.

Эти частицы могут распадаться на другие частицы, при столкновении также  могут образовывать группы других частиц.

По аналогии с химией мы говорим о реакциях элементарных частиц.

Так вот элементарные частицы, участвующие в реакциях являются спонтанно активными компонентами.

Мы можем, только говорить, о вероятности реакции того или иного типа.

А скорость реакции находятся нами, как среднее большого числа опытов.

Следовательно, семейство элементарных частиц  в целом являются сложными системами.

 

 

 

<M3>

Химия.

 Химия –  это как минимум 50% технологических производств обслуживающих быт и производство.

Основу химических процессов  составляет кинетика химических реакций.

Но каждый акт реакции является спонтанно активным компонентом системы, описывающей процессы химических реакций, химическую кинетику.

Самое большее, что мы можем знать, например, при столкновении двух молекул вещества, это вероятность образования тех или иных комбинаций молекул.

Следовательно, химическая кинетика, а вместе с ней современное описание химических процессов, является, безусловно, сложной системой.

 

 

 

 

<M4>

Биология.

Биология в истории науки традиционно считалась антиподом наук о не живом.

Это связано с тем, что благодаря успехам математики, науки, относящиеся к неживой природе, считались простыми системами, а биологию,  где все бегает и прыгает, на первый взгляд совершенно непредсказуемым образом, относили к сложным системам, хотя до XX века этих терминов еще не существовало.

Но в двадцатом веке, накопленные в мировой науке знания,  резко изменили эту картину.

 

 

<M5>

Открытие сложного

 в традиционно простом.

Во-первых, физики и химики обнаружили сложные системы в своих традиционных областях.

Они натолкнулись на проблемы, которые не поддавались прямому грубому натиску математики, так как в этих задачах явным образом обнаружились спонтанно активные  компоненты.

 

 

<M6>

Сложные системы

пришли

в науку о не живом.

 Таким образом, сложные системы пришли в науку о не живом и  с каждым днем стали играть в ней все более важную роль.

 

 

 

<M7>

Пиратский набег физиков

 на неприступную

 крепость биологии..

Во-вторых, в ХХ веке началась экспансия «физиков», так мы будем называть людей мыслящих,  физическим  соответствующим образом, в биологию.

Можно без преувеличения сказать, что крупнейшие достижения биологии ХХ века были получены при их активном участии.

Эти достижения можно считать несомненным триумфом синергетики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<M8>

Антропология

 на пороге перехода..

То, что антропология является сложной системой, не вызывает никакого сомнения, так как «атомом» этой системы является супер спонтанно активный компонент – человек.

Но именно это супер спонтанная активность вызывает значительные трудности.

Поскольку переход биологии на сложносистемное мышление стал уже реальностью, я предполагаю, что с началом третьего тысячелетия начнется переход социальных наук на сложносистемное мышление.

Мне представляется, что развитие методологических идей Марка Блока может внести положительный вклад в этот процесс.

 

 

 

<M9>

Психология.

В основе теории Фрейда лежит понятие «либидо»[16].

Под либидо Фрейд понимал вид «психической энергии».

 При достижении уровня либидо некоторого критического уровня происходит разрядка этой энергии, направляющей психический процесс в ту или иную сторону.

Таким образом, либидо, несомненно, является спонтанно активным элементом, а психология, как система является сложной системой.

 

 

 

<M10>

Порядок и Хаос.

Это, пожалуй, одна из самых важных, и в тоже время наиболее трудных для понимания особенностей синергетики.

 

 

 

<M11>

Целостность.

Прежде всего, надо отметить, что эти понятия имеют смысл при рассмотрения их с единой точки зрения.

 

 

<M11>

Психология

Человек, воспринимая своими чувствами какой-то реальный процесс или улавливает в нем какой-то порядок, или называет видимую им картину хаосом.

 

 

 

<M12>

История

Понятия о порядке и хаосе непрерывно меняются с ростом знаний.

 

 

 

 

<M13>

Объективность.

Постепенно, увеличивается количество людей, которые одинаково воспринимают эти понятия.

Происходит процесс объективизации.

Объективизация всегда имеет относительный,  и в определенном смысле социальный характер.

Например, мнение специалистов относительно фактов своей области, в среднем, несомненно, обладает большим уровнем объективности, чем мнение дилетанта.

При учете объективности необходимо делать поправку на социальные предрассудки представителей данной группы. 

 

 

 

<M14>

Единичное и

коллективное

 в науке.

Каждому современному человеку, известно понятие атом. Он может даже сказать кое-что  о  свойствах атома, например, массе электрическому заряду и т.д.

Но он никогда не видел и не увидит, и не почувствует этот самый единичный, конкретный атом.

Человек способен воспринять воздух только в комнате или на улице, воду в море или в чашке.

Но всех этих случаев на него воздействует огромный коллектив этих частиц, который человеку невозможно даже представить.

 

 

 

<M15>

Задача науки

Следовательно, задача науки в данном случае состоит в том, чтобы на основании, ощущаемых человеком свойств  в своем сознании, точнее в мышлении, так описать свойства атома, чтобы они давали картину того мира, который человек воспринимает.

 

На этом месте наше изложение общих принципов сигернетики дошло до некоторого перевала, где дальнейшее изложение требует предварительного обсуждения некоторых специфические моментов  развития гуманитарных наук.

Мне представляется, что это целесообразнее сделать, в следующей статье.

 

 

 

 

 

7.Выводы.

 

 

Но прежде, чем поставить заключительную точку, я хотел бы подвести некоторые итоги пройденного нами пути.

 

1.     Мы  живем в эпоху информационного кризиса.

 

2.     Захлестывающий человека вал информации, превышает возможности в накоплении, обучении, и принятии решений в лавине наступающей на него информации.

 

 

3.     Выход из информационного, кризиса был преодолен в естественных и технических науках.

 

4.     Он заключается в фундаментальной перестройке всех информационных процессов лежащих в основе нашего мышления.                                                                                                                                                              Вместо стихийного накопления информации, как это было в прошлые эпохи, необходим переход к  построению структурированных банков Знаний, допускающий, как движение от конкретного к общему, так и общего к конкретному.

 

 

5.      То есть, неизбежна перестройка гуманитарного знания, в некоторых пунктах приближающихся к той форме теоретического знания, который характерен для естественных наук.                                                                                                                   Историческая задержка этого перехода является причиной перманентного кризиса в социальных науках.

 

6.     Одним из существенных пунктов этого перехода, является последовательная реализация методологического принципа единства.                                                                                                                                                    Принцип единства вытекает как  из единства  природы человека, как результата эволюции органической и социальной.

 

7.     Характерной чертой современной эпохи является преобладание во всех сферах нашей жизни, в том числе и социальной, сложных процессов.

 

 

8.     Синергетика – это методология, для работы со сложными процессами.

 

9.     Социальные системы являются суперсложными процессами. Поэтому без учета особенностей сложных процессов невозможно получить результаты адекватные реальности.                                                         Разумеется, специалисты, работающие в социальной сфере могут учитывать те или иные черты на интуитивном уровне, как стихийные синергетики.                                                                                                                         Но гораздо надежнее и эффективнее делать это сознательно на основе синергетической методологии.

 

 

10.  Основными понятиями сложносистемной методологии являются: «система», «простая система», «сложная система».   

11.   Основным признаком простой модели является сводимость целого к ее частям, а основным признаком сложной системы не сводимость к своим частям.                                                                                           Простые системы, в строгом смысле слова, являются идеализацией.                                                                                         Но, как показал много вековой исторический опыт, для ряда  важных задач простые модели работают очень эффективно.

 

12.  Математика, по основному признаку является простой моделью.                                                                      Поэтому, если задача сводится к применению математического метода, она является простой моделью.

 

13.  Если в систему входит компонент, обладающий спонтанной активностью, то она является сложной системой.

 

 

14.  Как показал опыт современной науки, компоненты процессов, почти во всех областях знания, в определенных условиях, могут стать спонтанно активными.                                                                                               Следовательно, мир III тысячелетия – это мир сложных систем.

 

15.  Исторический научный опыт показал, что реальные процессы имеют как макро свойства, ощущаемые человеком, и микро свойства не ощущаемые им.                                                                                                 Очень часто поведение конкретной системы определяется именно таким невидимым микро свойством.                                                    В этом случае не возможно построить адекватную модель без включения в механизм процесса  этого микро свойства.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

На сайт ВЫЖИВАНИЕ

Оглавление

Назад

Вперед...

 

 

 

 

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь

 

  



[1] Статья размещена на сайте В.П. Горенбурга «Выживание» (victorgorenburg.narod.ru)

[2]  Проблемы Мирового Глобального Системного Кризиса обсуждаются в книге автора «Быть или не быть. Введение в теорию социальных систем», выложенной на сайте»

[3] Эхом этого доклада является доказательство молодым тогда российским математиком Г.Я.  Перельманом знаменитой гипотезы Пуанкаре.

[4] Марк Блок «Апология человека или ремесло историка». Наука. М. 1986.

[5] Майнцер Клаус Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество.  Новый синтез.  Пер. с англ./под ред.и с предисл.  Г.Г. Малинецкого. – М. : Книжный дом. «ЛИБЕРКОМ» , 2009 – 464 с.

[6] «Тектология» — самый главный труд жизни нашего замечательного соотечественника — Александра Александровича Богданова (настоящая фамилия Малиновский) (18731928). А. А. Богданов известен как об­щественный деятель, участник первой русской революции, один из ли­деров Российской социал-демокра­ти­чес­кой рабочей партии, соратник В. И. Ленина (до 1908 г.), философ, экономист, писатель-фантаст, врач-психиатр и ученый-естествоиспытатель, основатель первого в мире Ин­ститута переливания крови.«Тектология» была опубликована А. А. Богдановым в 1913 г. в 2-х частях. Все три части были изданы одно­томником в Берлине в 1922 г.. Третье переиздание состоялось в 20-е годы (Часть 1. — Л.-М. 1925; Часть 2. — Л.-М. 1927; Часть 3. — Л.-М, 1929).                                                                                                                              Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Под ред. акад. Л. И. Абал­кина, акад. А. Г. Аганбегяна, акад. Д. М. Гвишиани, акад. А. Л. Тахтаджяна, докт. биол. на­ук А. А. Малиновского. М.: Экономика. 1989. Кн. 1 — 304 с., Кн. 2 — 351 c.

 

 

[7] Берталанфи Л. фон. Общая теория систем — обзор проблем и результатов. В кн.: Системные исследования. Ежегодник. — М.: «Наука», 1969. — 203с., С.34-35.

 

[8] Изоморфизм (от др.-греч. ἴσος — «равный, одинаковый, подобный» и μορφή — «форма»). Общее определение изоморфизма — наличие сходства у разных объектов.

[9] Винер Н., Кибернетика или управление и связь в животном и машине: перевод с англ. Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства "Наука", М., 1983.

 

[10] Майнцер Клаус Сложносистемное мышление: Материя, разум, человечество.  Новый синтез.  Пер. с англ./под ред.и с предисл.  Г.Г. Малинецкого. – М. : Книжный дом. «ЛИБЕРКОМ» , 2009 – 464 с.

[11] Князева Елена Александровна,    Курдюмов Сергей Павлович Основание сигернетики: Синергетическое мировидение. Изд. 3-е. доп.-M.: «ЛИБРОКОМ»,2010 – 256 с.

[12] Турчин Петр Валентинович Историческая динамика: На пути теоретической истории. Изд. 2-е-М: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.-368 с.

[13] Князева Елена Александровна,  Курдюмов Сергей Павлович Основание сигернетики: Человек, конструирующий себя и свое будущее, Изд. 4-е. доп.-M.: «ЛИБРОКОМ»,2010 – 264 с.

 

[14] Например, в начале XIX века был очень популярен роман английской писательницы Мери Шелли, жены поэта лирика Перси Шелли, близкого друга Байрона. Роман назывался «Франкенштейн или  современный Прометей» (1818). Его главным героем был искусственный человек, монстр, созданный ученым.

[15] Грин Брайан Скрытая реальность: Параллельные миры и глубинные законы космоса. – М.: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013.- 400 с.

[16] Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Тотем и табу. М.,1998. 

-->