В. Горенбург - Быть или не быть.

Главная

Оглавление

Назад

Вперед...


Исторический процесс и глобальный кризис[1].

 

 

 

1.      Модель социальной системы.

2.      Два типа интеллекта.

3.      Планетарная модель жизни В.И. Вернадского.

4.      Закон неограниченного расширения.

5.      «Кучкование».

6.      Общая схема связи, кризисного развития исторического процесса.

7.      Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

1. Модель социальной системы.

 

 

 

1>

Познание социальных процессов.

Основной задачей социальной науки, в самом общем смысле этого слова, является познание исторических процессов, которое бы  позволило человечеству получать ответы на острые возникающие перед ним проблемы.

К сожалению, в настоящее время, когда эти вопросы стоят с максимальной остротой, нельзя признать, что социальные науки продвинулись в этом направлении.

 

2>

Парадигма о человеке.

Основной вопрос, поставленный в прошлой статье, заключался в том, что первым шагом в решении этой проблемы должна быть формулировка реальной парадигмы о сущности человека или точнее человечества.

 

3>

Парадигма,

как социальная модель.

Была сделана попытка, сформулировать ответ на этот вопрос в форме модели социальной системы.

 

4>

Модель социальной системы.

Мне представляется разумным начать настоящую статью с четкой формулировки модели социальной системы, рассмотренной в прошлой статье.

 

 

 

 

5>

Целостность модели.

Из определения модели, как системы, должны быть четко определены условия, выделяющие конкретную рассматриваемую модель из внешнего мира, и условия определяющие взаимодействие модели с внешним миром.

 

6>

Социальная модель

– сложная система.

Социальная модель, «атомом» которой является человек, относится к классу сложных моделей, характеристическим свойством которых являются не сводимость целого к сумме своих частей.

 

 

7>

Высший уровень

 абстрактности.

Социальная система должна быть сформулирована на высшем уровне абстрактности для того, чтобы описывать   все возможные уровни исторических процессов.

 

8>

Законы движения

 социальных систем.

Из предыдущего пункта следует, что законы движения должны быть сформулированы на том же уровне абстракции, что и вся социальная модель.

Таким уровнем являются законы движения, порождаемые универсальными противоречиями социальных систем.

 

9>

Поиск универсальных

 противоречий.

Поскольку основной задачей социологии, в широком смысле этого слова, является познание исторических процессов, то на высшем уровне абстракции эта задача сводится к поиску универсальных противоречий социальных систем.

 

10>

Методология поиска.

Противоречия такого рода надо искать в точках эволюционной кривой между общими свойствами животных и специфическими свойствами человека и в банке данных мирового исторического процесса.

Наиболее типичным представителем такого универсального противоречия является 1 закон социальной системы.

 

 

11>

Закон противоречия между
сотрудничеством и эксплуатацией.
(1 закон социальной системы).

Противоречие между сотрудничеством и эксплуатацией, сопровождает всю историю человека и является одним из основных законов эволюции социальной системы.

 

12>

Закон «видообразования».

Закон «видообразования  социальной системы» говорит о том, что взаимодействие, описываемое первым законом социальной системы, реализуется не непосредственно, как взаимодействие человека с человеком, а как взаимодействие социальных групп.

 

13>

Оценка реальности

 парадигмы

сущности человека.

Я исхожу из того, что реальный человек всегда будет находиться в процессе эволюции между животным и идеальным человеком, для которого уровень эксплуатации будет незначительным.

Факты банка данных мирового исторического процесса говорят о том, что на пройденном витке мировой истории, доминирующей компонентой была эксплуатация.

 

14>

Механизм движения.

Приведенная модель позволяет понять механизм движения исторического процесса. (Я позволю себе процитировать два последних пункта выводов предыдущей статьи).

 

 

15>

Борьба,

как источник движения.

Уровень очеловечения исторического человека соответствовал превосходству уровня эксплуатации над уровнем сотрудничества.

 

 

16>

Ресурсы,

как лимитирующий

фактор развития.

В каждую историческую эпоху развития социальной системы ее специфику определял определенный ресурс или сочетание ресурсов.

Этим ресурсом могли быть рабы, земля, капитал, рабочая сила, рынки  сбыта, сырьевые ресурсы и т.п.

 

 

17>

Ресурсы,

 как один из факторов

революции.

Ресурсы всегда были относительно ограничены, и поэтому неизбежно наступал момент ограничения основного ресурса.

Так для рабовладельческого общества кризис наступает потому, что постепенно иссякает возможность поддерживать на надлежащем уровне основной ресурс, определяющий существование этого общества, потока рабов, благодаря непрерывным войнам.

 

 

18>

«Порча»

участников

социального процесса

Второй причиной, на которую реже обращают внимание, является психологическая «порча» участников социальных конфликтов.

С течением времени и рабы и господа начинают  «портится», то есть гораздо хуже исполнять свои роли, необходимые для эффективности социальной системы данного типа.

В результате цивилизация рушится.

Обычно это происходит в форме гражданских или межгосударственных войн.

 

 

19>

Революция,

как смена ресурса.

В результате революции движение исторического процесса осуществляется другой группой рессурсов, для которой производительные силы социальной системы созрели для использования.

 Начинается новый качественный этап существования социальной системы.

 

 

 

20>

Развитие

 производительных сил.

Однако наряду с этим периодическим развитием исторического процесса,  существует еще одна параллельная ветвь универсального процесса.

Это развитие производительных сил социальной системы.

Эта линия монотонно возрастающая.

Причем скорость возрастания постоянно увеличивается.

При складывании этих движений исторический процесс превращается в спираль, у которой радиус окружности растет с огромной скоростью.

То есть человечество затягивается виражи, из которых не видно выхода.

 

 

 

<M21 >

Модель социальной

 системы породила процесс.

Таким образом, модель социальной системы породила процесс, который в принципе можно использовать для прогноза.

 

Однако качество прогноза может быть достаточно низкое, так как возможно,  в рассматриваемой нами конкретной социальной системе, существуют не учтенные, противоречия, который обогатили бы социальную модель, а, значит, усилили прогностическую силу модели.

Следовательно, необходимо искать новые универсальные системы нетривиальных противоречий.

 

 

 

 

2. Два типа интеллекта.

 

 

1>

Универсальные процессы.

Рассматриваемая нами социальная модель в отличие от исторической первой социальной модели Маркса и Энгельса не использует понятия базиса и надстройки, то есть абсолютного приоритета, грубо говоря, материальных факторов над факторами, относящимися к области сознания.

 

2>

Относительность

 причин и следствий.

Так, как для сложных систем типична ситуация, когда причины и следствия меняются местами.

 

 

3>

Противоречие в области

 социального сознания.

Поэтому я счел целесообразным в качестве второго противоречия рассмотреть случай универсального противоречия рассмотреть случай относящийся к области социального сознания.

 

 

 

<М4>

Два типа интеллекта.

Рассмотрение эволюции сознания человека выявляет наличие в  сознании человечества наличия двух типов интеллектов.

 

 

<М5>

Интеллект I типа.

Во-первых, технический интеллект, благодаря которому человек повышает свою власть над природой.

Мы будем называть такой вид интеллекта - интеллектом первого типа.

 

 

<М6>

Интеллект  II  типа.

Во-вторых, интеллект, определяющий уровень социального поведения человека и  уровень его нравственного стереотипа.

Мы будем называть такой уровень интеллекта – интеллектом второго типа.

 

 

 

<М7>

Противоречие в единстве

сознания и мышления.

С точки зрения единства процессов сознания и мышления указанные типы интеллектов находятся в отношении противоречия.

 

 

<М8>

Интеллект I типа

эволюционирует активно.

Первый закон говорит о том, что эволюция интеллекта I типа шла очень активно.

От первобытной дубинки и до ядерной космической ракеты и рождения детей в пробирке.

 

 

 

<М9>

Интеллект II типа

эволюционирует  пассивно.

Тогда, как интеллект II типа, определяющий  уровень социального сознания и нравственный уровень человека развивался чрезвычайно медленно, или, может быть,  даже совсем не развивался.

Это подтверждается общим ходом исторического процесса.

 

 

<М10>

Кризис, как разность темпов

 развития темпов интеллекта.

Главный вывод предыдущей статьи заключается   в том, что глобальный кризис определяется ходом относительной динамики развития процессов, порождаемых этими типами интеллектов.

 

<

 

М11>

Человечество

угодило в ловушку.

В результате такого неравномерного развития человечество угодило в капкан, из которого очень трудно найти выход.

Капкан этот заключается в гигантских ножницах возникших между уровнями развития интеллекта первого и второго типа..

Современная цивилизация очень похожа на толпу неразумных детей или стай дикарей безумно играющих с ядерными ракетами и молекулярной генетикой.

 

 

<М12>

Вероятность велика.

Но  как еще отмечал Антон Павлович Чехов, что если в первом акте пьесы на стенке висит ружье, то оно обязательно должно выстрелить хотя бы в последнем акте пьесы.

Вероятность коллапса сегодня чрезвычайно велика, хотя никто назвать ее не может.

 

 

 

<М13>

Ружье подвешено.

Но, что сегодня к власти стали  снова приходить люди с типами психологии, породившими прошедшие мировые войны.

Значит ружье в пьесе, называемой жизнь человеческой цивилизации, уже подвешено на стенку нашей реальной действительности.

 

 

<М14>

Последний шанс

У нас остался последний шанс попытаться снять его со стены до того, как  оно выстрелит.

 

 

 

<М15>

Эволюционный анализ

 исторического процесса –

основной методологический рычаг.

Понимание основных направлений, в которых надо двигаться, чтобы перевести жизнь человечества из кризисного, пред коллапсного состояния в более устойчивое, более безопасное состояние, выглядит сложнее, чем понимание причин кризиса.

Однако по необходимости несколько углубив наш анализ и продолжая опираться на эволюционный анализ исторического процесса можно наметить хотя бы основные  пути  такого движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Планетарная модель жизни В.И. Вернадского.

 

 

 

<М1>

Человек живет

в яйце из трех сфер.

Я напомню читателю, что человечество окружено тремя, вложенными  друг  в друга сферами: Социальной сферы, Биосферы, Неорганической сферы.

Сам человек представляет четвертую сферу: Ноосферу: сферу мышления.

 

 

<М2>

Теория Вернадского

 об единой планетарной жизни.

Системный подход требует обязательного рассмотрения взаимодействия всех этих сфер межу собой.

Понятие такой единой  планетарной системы принадлежит выдающемуся русскому ученому  Владимиру  Ивановичу Вернадскому[2].

 

 

<М3>

Выход социальной группы

за пределы социальной сферы.

Когда развитие какой-то социальной группы происходит исключительно внутри социальной группы, на пример для обиателей офисного планктона, она управляется исключительно законами этой социальной группы.

Но, иногда в случае войны, жестокой эксплуатации, природных катастроф какая-то социальная группа выбрасывается за параметры, характеризующие социальную сферу.

Тогда в качестве основных законов выживания выступают законы, либо биологической, либо неорганической сферы.

Конечно,  о длительном выживании в неорганической сфере говорить не приходится.

 

 

 

<М4>

Закон выбрасывания

 за приделы социальной сферы.

 При существующим уровне интеллекта II второго типа развитие цивилизации происходит таким образом, что те или иные социальные группы постоянно или временно оказываются за приделами социальной  сферы.

Это обстоятельство обязательно надо учитывать при анализе универсальных законах развития.

 

Мы остановимся на одном универсальном свойстве важном свойстве применимого ко всем сферам Вернадского.

 

 

<М5>

Закон адаптации в
социальной системе.

Любой вид животных, попав в изменившиеся условия внешней среды, стремится адаптироваться, максимально приспособиться к изменившимся внешним условиям.

 Это необходимо для его выживания.

И достигается запасом изменчивости и естественным отбором в конкурентной борьбе.

Разумеется, задача адаптации стоит и перед человеческой популяцией. Однако достигается она совершенно другими путями.

Человечество, как вид обеспечивает свое существование и развитие, не физическим изменением, как это происходит в биологических видах, а непрерывным прогрессом своего коллективного знания и своих производительных сил, а также своими постоянно изменяющимися профессиональными и организационными структурами.

 

 

 

 

 

 

4. Закон неограниченного расширения.

 

 

И это открывает для эволюции человека совершенно новые пути.
Свойство это появилось не само по себе, а является продуктом эволюции социальной системы.

 Для того чтобы глубже вникнуть в его природу надо рассматривать его, не изолировано, а, в комплексе других фундаментальных законов теории эволюции.

 

 

 

<М1>

Расширение в
неживой природе.

Свойство неограниченного расширения присуще системам разного уровня организации материи: ядерного, химического, биологического и социального.

 Они основаны на механизмах цепной реакции и положительной обратной связи.

Именно такие процессы, действующие на протяжении десятков миллиардов лет, породили основные этапы формирования Вселенной: от элементарной суперчастицы до современной Вселенной, состоящей из галактик, звездных и планетарных систем.

 

 

 

<М2>

Закон расширения
в биосфере.

В развитии жизни процессы идущие с экспоненциальным расширением, взрывы численности видов имели не меньшее значение.

И это не удивительно, так как в основе всех форм размножения, начиная от простейшего клеточного деления и кончая высшей его формой - половым размножением, лежат все те же простые математические модели цепной реакции и положительной обратной связи, сводящиеся в конечной форме к геометрической прогрессии.

Популяция бактерий при наличии питательной среды буквально за сутки может достигнуть массы, превосходящей массу Земли.

В реальных условиях, при наличии внешней среды, ограничивающей ее рост, история любой популяции может иметь два варианта: либо, столкнувшись с внешними ограничениями, она не выдержит конкуренции и погибнет, либо, если окружающая среда воспроизводящаяся, как это обычно бывает в экологических системах, то популяция придет с окружающей средой в равновесие, и будет совершать периодические колебания численности.

Это происходит, потому что под воздействием неблагоприятных внешних условий рождаемость падает, а смертность возрастает, и, в итоге, численность популяции сокращается, до тех пор, пока ресурсов снова не окажется достаточно для роста.

Например, случай периодического колебания численности экологи установили, наблюдая в течение ряда лет за численностью зайцев и рысей в канадских лесах.

Вымирание популяции может произойти по двум причинам: либо по внешним, например, резким геологическим и климатическим изменениям (Теория катастроф Кювье), по грубому вмешательству человека, либо по внутренним - отсутствием у популяции механизма внутренней отрицательной обратной связи, позволяющей регулировать скорости размножения и нормы питания, таким образом, чтобы постоянно находится в равновесии с внешней средой.

 

 

 

<М3>

Закон неограниченного
расширения социальных систем.
(2 закон социальной системы)

Второй закон эволюции системы можно сформулировать так:
"Социальным системам внутренне присущ закон неограниченного расширения".

Подчеркивая стихийную силу этого процесса, Энгельс писал о "громадной способности крупной промышленности к расширению, перед которой расширяемость газов оказывается детской игрушкой[3]."

Интересно, что первая модель такого типа была сформулирована для социальной системы, в известном сочинении Мальтуса[4]. по народонаселению.

Под влиянием этой работы Дарвин перенес эту идею на биологические системы.

Социальные системы унаследовали от своей предшественницы биосферы основные механизмы размножения.

Однако, благодаря своей специфике, эти законы приобрели в вопросах выживания особую остроту.

 

 

<М4>

Особенности расширения
социальных систем.

Для человеческой популяции характерна низкая скорость размножения, большие сроки вынашивания плода, низкая репродуктивная способность и очень большие сроки наступления, как половой, так и социальной зрелости.

Все это, казалось бы, увеличивает способность приспособления человеческой популяции к условиям внешней среды, к установлению устойчивого равновесия в экологических системах, в которых находится человеческая популяция.

Однако существуют другие специфические условия выживания социальной системы, постоянно ставящие ее на грань риска.

Как уже говорилось, потребности любого животного постоянны.

 Они определяются его биологической структурой и изменяются в процессе биологической эволюции очень медленно.

Поэтому организмы, живущие одной экосистеме, взаимно приспосабливаются друг к другу и образуют симфонию взаимоотношений, способствующую повышению устойчивости всей системы в целом, и тем самым продолжительности существования всех, населяющих ее видов.

Однако при резких внешних изменениях вся экосистема может погибнуть.

 

<М5>

Человек носит
на себе свой домик.

Другое дело человек.

Он живет, не в биосфере , а в социосфере, и постоянно носит ее на себе, как черепаха свой панцирь.

 Однако если черепаха не может изменить свой панцирь, то человек способен изменить свой домик, который он носит на себе и приспособить его к изменившимся внешним условиям.

Причем сделать это по сравнению к темпам биологической эволюции с большой скоростью.

В этом отношении социосфера больше напоминает не панцирь черепахи, а скафандр водолаза или космонавта.

Это в колоссальной степени повышает возможности выживания вида Homo Sapiens.

Человек в отличие от большинства животных может жить во всех климатических полюсах и всех средах от океана до космоса, что беспредельно повышает его возможности в выживании.

Но как не велико его могущество, оно все же имеет пределы, которые ставит ему природа.

 Как писал Пушкин о волшебнике Черноморе:

"Он звезды сводит небосвода, он свистнет - задрожит луна, но против времени закона, его наука не сильна".

 Специфические особенности социальной адаптации человека стали одновременно его "ахиллесовой пятой".

 

 

 

 

 

 

 

5.«Кучкование».

 

<М1>

Человек должен
хотеть изменяться

Способность приспособления человека к изменению окружающей среды кроме тех инструментов, которые дала ему природа в виде головы и рук, обязательно должна быть стимулирована психологически:

 Он должен хотеть изменяться.

А для этого необходимо, чтобы его оценка своих потребностей не была ограничена биологическими потребностями функционирования и воспроизведения рода, как у животных.

Замечу, что такой тип потребности имеет не только субъективный, но и объективный характер, так как воспроизведение в социосфере, например, подготовка специалиста, требует гораздо больших ресурсов, чем воспроизведение в биологической сфере.

 

<М2>

Потребности относительны
и неограниченны.

Таким образом, оценка своих потребностей человеком носит не биологический, а социальный характер.

Это значит, что она, во-первых, всегда относительна и определяется не физическими условиями необходимыми для выживания, а условиями социальной среды, а во-вторых, она в принципе, неограниченна.

Без учета этих особенностей закона неограниченного расширения в социосистемах историю понять не возможно.

Эту черту общества, основанного на эксплуатации, подчеркивает С.Г. Кура-Мурза:

 «Когда возник современный Запад как принципиально новый тип общества, человека, хозяйства и государства, то сразу же выявилась важная для всего человечества особенность этой цивилизации - экспансионизм[5].
 Западный капитализм немыслим без непрерывного роста, а значит, непрерывного овладения новыми источниками сырья и энергии, а также рынками сбыта[6]». 

 

 

<М3>

Закон неравномерности развития
социальных систем.

..Однако было бы совершенно неправильным уподоблять процесс расширения социальных систем расширению газа при открытии вентиля баллона, где он находился под большим давлением, то есть как нечто однородное и равномерное.

В социальной системе неоднородно все, что определяет ее развитие: геология, климат, среда, соседи, этносы, предыдущее развитие.

До поры до времени отдельные ареалы отделены друг от друга трудно проницаемыми физическими, психологическими, религиозными, экономическими, этническими барьерами, которые обеспечивают независимое развитие отдельных ареалов.

 

 

<М4>

Часы каждого ареала

 показывают разное

историческое время.

Поэтому нет ничего удивительного, что для отдельных районов часы, показывающие уровень социального развития, показывают совершенно разное историческое время.

Начало отрыва в скорости развития одного ареала от другого определяют тысячи взаимообусловленных причин, которые каждый раз требуют, конкретного анализа и часто являются сложной задачей.

Однако закон неравномерного развития, не в какой мере, не противоречит общим тенденциям, а наоборот дополняет их.

 

<М5>

Переход беспорядок -- порядок
в социальной системе.

.Таким образом, процесс развития в социальной системе в определенной мере похож на закипающую кастрюлю (Я надеюсь, читатель простит мне вульгарность этого сравнения).

Каждая точка жидкости имеет некоторую область, в которой процесс парообразования протекает со своей интенсивностью, что иллюстрирует независимое развитие отдельных районов социальной системы. Но когда температура жидкости (скажем воды) достигает 1000 ,в системе происходит качественный скачок и она становится однородной во времени и в пространстве.
......Переходя к социальным системам, можно сказать, что когда в социальных системах социальное напряжение достигает определенного уровня (перегрева) в определенной экономический области происходит скачок (революционная перестройка ее структуры) - в результате чего неоднородность ее уменьшается[7]. .
......Поэтому процесс социальной эволюции носит смешанный одновременно непрерывный и скачкообразный характер.

 Ее непрерывное развитие сопровождается накоплением напряженностей (противоречий), которые завершается взрывом и качественной перестройкой социальной системы.

Часто слом системы происходит не на более продвинутых участков, а на более отсталых, где, как правило, наиболее сильны социальные противоречия.


Конечно, это только схема. Реальный процесс гораздо сложнее и многообразнее.
.Однако, это, как мне кажется, позволяет схватить ключевые моменты процессов, происходящих в социальных системах.

 Размеры таких относительно независимых областей (автономных социальных систем) в нашей кипящей социальной "кастрюле" (социосфере) могут быть самыми разными.

Это определяется длиной и прочностью экономических и прочих связей, которые делают определенный участок планеты единой социальной системой.

 

 

 

 

 

 

6. Общая схема связи, кризисного развития исторического процесса.

 

 

 

<М1>

История,

как динамический

 исторический процесс.

Главной задачей этой и предыдущей статьи является обоснование тезиса о  том, что необходимым условием выхода из современного кризиса является осознание широкими массами, истории, как динамического обективно-субъективного исторического процесса.

 

 

 

<М2>

Методология.

Методология,  использованная мною для этого, была чрезвычайно проста.

Она заключалась в  формировании универсальных законов исторического процесса на основании общемирового эволюционного процесса и банка данных мировой истории, и выводов вытекающих  из рассмотрения динамического исторического процесса в масштабе глобального исторического времени.

 

 

<М3>

Общая схема модели

исторического процесса

 и кризиса.

Для получения вывода о неизбежности кризиса достаточно было применения пары таких законов.

 

<М4>

Реальная парадигма

исторического процесса.

Первый представляет парадигму о реальном состоянии интеллекта второго типа о том, что социальное сознание человечества эволюционирует очень медленно.

Вторым может быть взят любой динамический закон универсальный закон, отражающий тотальный харакиер развития человечества.

В качестве таких законов использовались:   закон   «социального видообразования», 1 закон социальной системы,  закон развития интеллекта первого типа, закон неограниченного расширения.

 

 

 

<М5>

Исторический процесс,

 как последовательность

кризисов.

Исторический процесс представляется, как последовательность кризисов, переводящих конкретную социальную систему на качественно новый этап развития.

 

 

<М6>

Наша маленькая

 уютная планета

 трещит под напором

 не в меру активных жильцов.

 Неизбежность глобального кризиса следует  из того, что цивилизация стала планетарным фактором.

Поэтому традиционные способы выхода из кризиса не только не помогут, но могут привести цивилизацию к коллапсу.

 

 

 

 

 

7. Выводы.

 

 

 1.Для работы по преодолению глобального кризиса, необходима теория исторического процесса.

Начинать ее нужно с формирования реальной парадигмы о сущности человека, как социального объекта.

Наиболее абстрактным описанием человека является описание социальной системы.

Учет реальной парадигмы определяется, как один из общих законов социальной системы.

Социальная система описывает основные свойства исторического процесса, такие как целостность, сложность, движение, как процесс разрешения противоречий, и т.п.

Законы социальной системы, определяются, как отношения противоречий.

Социальная система настолько реалистично описывает исторический процесс, насколько полно отражены законы социальной системы.

 

 

2. Формируется закон противоречия социальной системы, как противоречие типов интеллекта.

Показывается, что этот закон ведет к глобальному кризису.

 

 

3. Вернадский определяет социальную сферу Земли, как ноосферу – сферу разума, и рассматривает воздействие на исторический процесс трех сфер окружающих ноосферу.

Он исходит из принципа единства всех процессов происходящих на Земле.

Это заставляет нас включить учет окружающих влияние окружающих ноосферу сфер на исторический процесс.

Отмечу, что специфика для ноосферы закона адаптации также может порождать кризисы развития.

 

 

4.Закон неограниченного расширения является одним из фундаментальных  законов  социальной системы, и одной из основных причин кризисного развития исторических процессов.

 

5.Рассматрипваются социально психологические причины, вызывающие кризисное развитие исторического процесса.

Социально психологические отличия человека от животных, связаны существенным отличием их механизмов развития.

У животных механизмы развития управляютсяся взаимоотношением генетической системы и естественного отбора. .

Психологически стимулы животного управляются  системой инстинкта.

Они узко ограниченны и медленно изменяются.

Совсем другие психологические механизмы у человека.

Они управляются законами социальной среды, к которой он принадлежит.

Для того, чтобы измениться, он должен хотеть измениться.

Потребности человека относительны и неограниченны.

Это одной стороны порождает гораздо более высокую скорость эволюционных процессов в ноосфере по сравнению с биосферой.

С другой стороны эта высокая скорость развития порождает неустойчивости, которые ведут к кризисному характеру исторического процесса.

 

 

6.Поведение сложных систем характеризуют такие законы и понятия, как закон неравномерности развития  систем, историческое время, переход беспорядок -- порядок в системе.

 

7.Общая причина кризисного развития заключается в том, что в историческом процессе существуют под процессы, идущие с резко отличающейся скоростью, что приводит к неустойчивости социальной системы и к ее распаду.

 

8. Таким образом, реальный исторический процесс, конкретной социальной системы, представляет из себя цепочку кризисов, сопровождающихся качественными изменениями.

 

9. Неизбежность глобального кризиса следует  из того, что цивилизация стала планетарным фактором.

Поэтому традиционные способы выхода из кризиса не только не помогут, но могут привести цивилизацию к коллапсу.

 

10.Прежде чем перейти к оценке современного положения нам необходимо обсудить два таких важных понятий нашего сознания, как порядок и хаос, и социальную психологию отношения Я-МЫ-ОНИ.

Этим я предполагаю заняться в следующей статье.

 

 

===============================================================================================================

 

Главная

Оглавление

Назад

Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь

 



[1] Эта статья продолжение статьи архива ВЫЖИВАНИЕ (viktorgorenburg.narod.ru): раздел: 5. статьи: Обсуждение модели. Популярные статьи: статья: Парадигма Человека..

[2] В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление,
Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, "Наука", 1991.

 

[3] Ф.Энгельс «Анти-Дюринг». «Огиз-Госполитиздат» - М.: 1945, с. 259

 

[4] Томас Роберт Мальтус «Опыт о законе народонаселения». 1798.

 

 

[5] Свойства экспансионизма, характерны не только для капитализма. Они буквально пронизывают всю историю человечества. Движение племен с востока на запад, приведшие к формированию античного средиземноморья, античные империи (Карфаген, Великая Греция, Рим), Империя Александра Македонского, Варварское нашествие на античный мир, наступление ислама на европейскую цивилизацию, крестовые походы, Чингиз-хан, Тамерлан, завоевание американского материка, колониализм нового времени, неоколониализм, глобализм. Это все отдельные иллюстрации закона неограниченного расширения.

[6] Кара-Мурза Истмат и проблема Восток Запад. С. 1

[7]Например, расширяются политические права новых групп общества и т.п.