В. Горенбург - Быть или не быть.

 

На Сайт ВЫЖИВАНИЕ

Оглавление

Назад

Вперед...


 

 

 

Парадигма Человека[1].

 

 

1.     Глобальный кризис, переходящий в коллапс.

2.     Необходимость реалистичной парадигмы сущности человека.

3.     Некоторые принципы социальных систем.

4.     Закон «видообразования» в  социальных системах.

5.     Основное противоречие социальной системы.

6.     Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Глобальный кризис, переходящий в коллапс.

 

 

 

Трагедия, которая происходит на наших глазах и в наших сердцах на Украине, разделила Россию на две части.

1>

Еще не конец.

Она не закончится не сегодня и не завтра.

И как бы не хотелось бы многим из наших сограждан отсидеться от нее под солнечным зонтиком на пляже.

Сделать вид, что это чужая беда.

 Или вообще никакая не беда, а кто-то просто что-то там придумал, а нас она не касается, обойдет стороной.

<М2>

Не отмахнуться.

История, к молчаливому голосу которой люди не любят и боятся прислушиваться, упорно говорит другое. 

Никому не удастся отсидеться и откупиться от общей беды.

Она рано или поздно пройдет через все сердца и через все судьбы нас и наших детей.

3>

История свидетельствует.

История полна таких примеров.

Римские аристократы, французские аристократы, русское дворянство и буржуазия, президенты современных стран, где были инспирированы западом оранжевые революции.

Этот список можно продолжать долго.

4>

Планетарная трагедия.

Но также ошибаются и те, кто считает, что это трагедия чисто русская.

Она также и украинская и европейская и азиатская и американская.

 

 

5>

Мировой сумасшедший дом.

Безумство современных людей уже достигло стадии буйного помешательства.

Они,  истерически размахивая ядерными ракетами, космическими угрозами, молекулярной генетикой совершенно не адекватны, так как не отдают себе отчета в двух элементарных фактах.

<М6>

Наша планета уменьшается.

Размеры нашей земли катастрофически уменьшаются.

Сегодня мы все отдалены друг от друга  расстоянием меньшим получаса времени полета ядерной ракеты.

 

7>

Земля шар!

А земля шар, и каждый из нас   живет на ее середине.

То есть практически каждый из жителей нашей планеты относительно угрозы ядерной зимы находится в равных условиях.

8>

Закон

 реальной демократии.

Последнее есть частный случай эволюционного закона возрастания реальной демократии, в отличие от фальшивого закона либеральной демократии, о котором мы будем говорить дальше.

9>

Поступь революции.

На Украине зарождается  революция, как бы многие для собственного спокойствия не пытались это трактовать иначе.

Но революции, одни из самых грозных стихийных бед, обладает одним важным положительным качеством.

10>

Момент истины.

Она всегда является моментом истины.

Бог или природа, что вам больше нравится, посылает людям сигнал, что не все благополучно в датском королевстве.

Сигнал, который говорит о том, что жизнь по человеческой глупости и подлости зашла в очередной тупик.

Чтобы продолжать жить, надо ее принципиально изменить.

Действительно, можно трактовать  такие события, как изгнание людей из рая или библейский потоп, как такого рода божественные революции.

Но люди не делали сознательных выводов из этих божественных революций.

11>

Обмануть Бога и народ!

Они надеялись, что раз они в лице Моисея или Христа или Магомета заключили с Богом договор, то можно потихоньку продолжать жить по своему образу и подобию.

 

<М12>

Двойной стандарт,

 как правило игры.

То есть демонстрировать по отношению к Богу политику двойного стандарта, основного принципа управления, при помощи которого либеральная элита 500  лет управляет народом.

<М13>

Терпение не безгранично!

Но очевидно терпение Бога так же не безгранично, как и терпение народа.

И, скорее всего, в наше время и то и другое подходит к концу.

 

<М14>

Лик грядущего.

И самые ужасные, самые зловещие контуры научно технического прогресса дают представление  о том, в каких формах проявится новый мировой порядок.

  Есть ни малая вероятность, что мировая человеческая беспечность выльется либо в коллапс, либо псевдо феодализм, страшнее чего в истории человечества еще не было.

То, что происходит на Украине, наглядно показывает, к какому обществу стремится ни малая часть человечества, и в какую бездну они толкает она наш мир.

<М15>

Бойся равнодушных!

Также сегодня очевидно, что ни меньшую роль нашего сползания в бездну играют люди, которые своим равнодушием,  своим сознанием, дебилизированным,  сорвавшимися с  цепи средствами массовой информации, ничего не хотят  видеть и  слышать.

<М16>

Не путай конец и кончину,

Закаты, как прежде трубят,

Кончина твоя не причина,

А только ступень для тебя.

Юрий Визбор.

И все-таки любая революция это еще не конец, если она действительно не последняя.

Это, как любят говорить политики последнее  серьезное предупреждение

Это очередной момент истины.

 Какой-то шанс, что люди вдруг попытаются услышать и сделать, что-то по настоящему принципиальное, и предотвратить надвигающуюся катастрофу.

 

 

<М17>

Огонь нести

детям Прометея.

И попытка осознать и услышать о чем говорит очередной момент истины, это дело мировой интеллигенции.

Интеллигенции именно потому, что услышать голос сегодняшней бездны, задача очень не простая, и осознать его, прежде всего, может именно интеллигенция, которой человечество доверило быть интеллектуальным  прожектором, освещающим его историческую дорогу.

<М18>

Служить бы рад,

прислуживаться тошно.

А.С. Грибоедов.

Но для этого интеллигенция, прежде всего, должна вспомнить свой долг перед всем человечеством, а не перед правящей элитой, к сомнительным ласкам которого современная интеллигенция очень не равнодушна.

 

<М19>

Сегодня эффективно

 только глобальное мышление.

Мировой, потому, что с сегодняшними проблемами можно справиться только в мировом глобальном масштабе.

 

 

 

 

 

 

 

2.   Необходимость реалистичной парадигмы сущности человека.

 

 

<М1>

Новая парадигма

сущности человечества.

Давайте попытаемся наметить, хотя бы контуры этих проблем.

Для большинства думающих людей сегодня уже совершенно ясно, что основная линия кризиса проходит не через экономику и производство, а через мысли и души современных людей.

Поэтому если мы не сумеем бросить на себя объективный, беспристрастный взгляд, то о возможности выхода из кризиса и говорить не приходится.

Значит основная задача, которая стоит перед современной социальной наукой, сформулировать парадигму, которая объяснила бы нам самим, что такое человек.

<М2>

Кривое зеркало.

Но для начала следует отметить,  что человек, как только он появился на исторической арене, активно пытался ответить на этот вопрос.

И первый ответ дала самая ранняя форма человеческого сознания - религия.

<М3>

Ни Бог, ни царь и не герой.

И ответ примерно такой, что люди либо ангелы, либо демоны.

Правда,  окончательная решение откладывалось до страшного суда.

Надо заметить, что возникшая позже не религиозная точка зрения не далеко ушла от этой дихотомии.

Романтики идеализировали человека, считали и его героем, провозглашали: «Что человек это звучит гордо».

С другой стороны циники и скептики провозглашали человека исчадием зла, с которыми, ни Иисус Христос, ни царь Соломон, ни Маркс построить ничего хорошего не могут.

 

<М4>

Рай в Европе,

Ад в России.

Любопытно, что Максим Горький, обладающий одновременно, как романтическим складом  характера, так и острым реалистическим взглядом, вынужден был разместить своих положительных героев в сказках об Италии, а отрицательных в русских сказках.

Но надо сказать, что до конца жизни он так и не разобрался в своих взглядах на природу людей.

 

<М5>

Зеркало

оказалось кривым.

Таким образом, надо признать, что зеркало, в которое человек пытался разглядеть себя, оказалось кривым.

 

<М6>

Остро нужна новая

реалистичная парадигма.

Но ведь на основании представления  человека о самом себе принимались все исторические решения, оказавшие свое влияние на судьбу человечества.

Значит, вопрос о реальной парадигме сущности человека сегодня стоит с огромной  остротой.

 

 

 

 

<М7>

В науке объективность

важнее этики.

Я  при своей попытке ответить на этот вопрос использовал рекомендации известного  французского антрополога, гениального диалектика Пьера Тейяра де Шардена, который размышлял над сущностью человека в своей замечательной книге «Феномен Человека»

Тейяр полагал, что для объективного исследования природы человека необходимо отрешиться от вопросов этики.

Вопросы этики должны возникнуть при прикладном применении найденного знания.

 

<М8>

Сосредоточиться

 на центральном феномене.

Способом решения сложных проблем, касающихся сознания и мышления человека Тейяр полагал «только одно средство – «решительно устранить из совокупности человеческих поступков все второстепенные и двусмысленные проявления человеческой активности  и рассмотреть только центральный феномен».

 

 

<М9>

Универсальность и

специфичность человека

в структуре эволюции.

В нашем случае такими центральными феноменами будут эволюционное происхождение человека и основные универсальные и специфические понятия, определяющие сущность человека.

Рассмотрим сначала признаки человека, определенные его местом на эволюционным древе.

 

 

 

 

 

3. Некоторые принципы социальных систем.

 

 

<М1>

Человек –  обитает

 в социальной среде.

Человек до сих пор был таким же слепым потребителем своей среды обитания, а значит и разрушителем ее, как и другие виды.

 Но дальше начинаются фундаментальные отличия.

 

 

 

 

 

 

 

<М2>

Труд.

Главной социальной чертой отделяющей человека от животного мира является тот факт, что основным источником существования человека является не дары природы, а труд.

 Человек все больше и больше потребляет не прямые продукты природы, а продуты произведенные человеком.

Выживание каждого отдельного человек зависит от суммы его отношений с совокупностью других людей.

 

 

<М3>

Человек функционирует

 в социальной среде.

 Следовательно, человек функционирует в социальной среде.

 И вопрос существования человека, в первую очередь, определяется внутренними свойствами этой среды и только через них выходит на физические, химические, биологические и прочие сферы нашей планеты. 

Значит, наш вопрос о выживании человечества мы должны адресовать в первую очередь к закономерностям социальных систем.

 

 

 

<М4>

Определение

 социальной системы.

Социальная система (СС) – это замкнутый  мир людей, не поддерживающий с внешним миром связей серьезно влияющих на их состояние.

Аналогом в экологии наверно будет экологическая система.

Таким образом, центр и колония, имеющие тесные экономические, военные и прочие связи образуют единую социальную систему.

 

 

<М5>

Условная

социальная система.

Очень часто возникает случай, что социальная система состоит из подчастей, каждая из которых не замкнута по отношению к друг другу, но резко отличается по отношению к друг другу организацией процессов или какими либо другими особенностями, то каждую из этих подсистем можно назвать – условно социальной системой (УСС).

Такими условно социальными системами будут центр и колония из предыдущего примера.

 Другими примерами условно социальных систем будет государство, город, деревня, сословие, семья.

Пренебрежение  при анализе  не замкнутостью исследуемой социальной системы ведет к принципиальным научным и идеологическим ошибкам.

 

<М6>

Социальные системы –

Сложные системы.

Пожалуй, главным, и основным свойством социальной системы является то, что она относится к, так называемому, классу «сложных систем».

 К этому классу относятся также биологические системы: организмы, экосистемы и.т.п.

Исторически  «сложные» системы  стали исследоваться  во второй половине 19 века.

 Первыми блестящими образцами исследования сложных систем была теория биологической эволюции, разработанная Дарвином, и теория исторической эволюции, разработанная Марксом и Энгельсом.

Однако сам термин  «сложные системы» возник гораздо позже, пожалуй, где-то в середине 20 века. .

Термин «сложная» означает, что описание поведения такой системы не может быть сведено к математической модели.

 

 

<М4>

Простые системы.

В отличие от сложных систем, системы такого рода называются «простыми».

 Они на протяжении трех последних веков с блестящим триумфом использовались в механике и теоретической физике.

Поведение и свойства сложных систем резко отличается от простых систем.

 Поэтому при исследовании социальных систем мы должны  постоянно иметь это в виду.

 

 

 

<М5>

жизнь – это борьба

за существование..

История жизни на земле есть история стихийной борьбы за существование, и история человечества есть продолжение этой борьбы на новом этапе.

 Что человек хищник в этом нет никакого сомнения.

Об этом, прежде всего, говорит его происхождение.

Зоологи доказали, что его ближайшие родственники, как на анатомическом, так и на молекулярно-генетическом уровне человекообразные обезьяны  (шимпанзе) являются хищниками, причем всеядными.

 

 

 

 

 

<М6>

Главный аргумент -

мировая история.

Однако все же главным аргументом, подтверждающим хищную природу человека, является мировая история.

 Каждый век, каждый год, каждый день истории, каждый материк, каждая страна - это войны, восстания, бунты, мятежи.  

<М7>

Человек –

хищник – каннибал!                                                                                                     

Более того, человек не только хищник - он каннибал, вид добычей которого являются представители того же вида.

 

 

 

<М8>

Эксплуатация.

Хищническая природа человека считает другого человека таким же естественным предметом потребления, как землю, зверя и птицу.

Но поскольку, человек живет не непосредственно в животной, а в социальной среде и главным источником его существования является труд, то хищничество в социальной среде проявляется в эксплуатации человека человеком.

                

                <М9>

 Хищничество и
конкуренция.

В свою очередь эксплуатация подразделяется на прямое присваивание человеческого труда, которое по аналогии с животным миром можно считать хищничеством, и на конкуренцию: борьбу за более благоприятную среду обитания и за сырье для трудовых процессов.   

Конкуренция так же унаследована из животного происхождения человека.

 

 

<М10>

Два универсальных

 взаимоотношения
в социальной системе.

Сотрудничество и эксплуатация являются двумя универсальными видами человеческих взаимоотношений.

 Они обязательно присутствуют во взаимоотношениях любых социальных групп, начиная от атомарных: отношения человека с человеком, и, кончая максимально агрегированными группами: государствами, нациями, классами, религиозными конфессиями, социалистическими и капиталистическими странами, "золотим миллиардом" и прочим населением планеты и.т.п.

 

 

 

<М11>

Закон противоречия между
сотрудничеством и эксплуатацией.
(1 закон социальной системы).

Противоречие между сотрудничеством и эксплуатацией, сопровождает всю историю человека и является одним из основных законов эволюции социальной системы.

Здесь мы сталкиваемся с проявлением двойственности, свойством типичным для всех сложных систем.

                                      

 

 

 

 

 

 

4. Закон «видообразования»

 в социальных системах.

 

<М1>

Закон видообразования

 в биосфере

Как известно, что виды в биосфере существуют не изолированно, а образуют экологическую систему, в которую обычно входят большое семейство видов, связанных между собой  разнообразными древовидными структурами отношений:  хищничества, конкуренции, «сотрудничества».

Один вид в одиночку не может решать все задачи, необходимые для поддержания его существования.

Это может сделать все сообщество видов в целом, создавая для каждого отдельного вида внешнюю среду его функционирования.

Таким образом, видообразование совершенно необходимый элемент жизни.

 

 

<М2>

Тенденция

к социальному интегрированию

Еще более остро стоит  вопрос  структурообразования в социальной системе ввиду сложного характера ее функционирования.

Но все человечество, как известно, всего лишь один биологический вид. 

Разрешение этого противоречия состоит в том, что в человеке на генетическом уровне  заложена тяга к «кучкованию», то есть включения себя в ту или иную социальную группу.

 Скорее всего, биологически закреплена лишь  тенденция к социальному интегрированию, которая является совершенно необходимым условием выживания человечества.

 

 

 

 

<М3>

Социально психологический фактор.

Поэтому человек на интуитивном уровне психологически не может воспринимать своего существования вне хотя бы одной социальной группы. 

Практически вся деятельность человека, большая часть его психических и эмоциональных  переживаний  организована через те или иные группы и их взаимодействие.

Понятие социальной группы, как и все фундаментальные понятия социальной системы, является текучими, пластичными, гибкими, неоднозначными.

 Классы, оперированием  которыми,   в основном, ограничивался ортодоксальный марксизм, отнюдь не исчерпывают  этого понятия.

 Человек может входить в более чем одну группу; может входить в ту или иную группу, даже не отдавая в себе в этом отчет.

 

<М4>

Гомеостазис.

Но процесс видообразования не стоит на месте, так как виды вынуждены постоянно изменяться вместе с изменением окружающей их среды.

Экологическая система как целое – стройная  система, обладающее, как правило,  повышенной жизнеустойчивостью, где каждый вид является необходимым звеном.

Это доказали многочисленные попытки людей убрать из экологической системы отдельные, ненужные, по их мнению, виды.

Оказалось, что экологические системы обладают своеобразной инерционностью, препятствующей внешним попыткам изменить ее состояние.

Такое поведение сложной системы, позволяющее поддерживать свою постоянную структуру в условиях постоянно меняющейся внешней среды, называется гомеостазисом.

Вопрос поддержания гомеостазиса отдельного организма является основной проблемой современной медицины, которая сегодня еще очень далека от своего решения.

Вопрос поддержания гомеостазиса в социальных системах, является ключевым для дальнейшего существования цивилизации.

 Так как сегодня ее развитие приобрело лавинообразный необратимый характер.

 

<М5>

Эволюция биосферы.

В природе решение проблемы гомеостазиса заключается в том, что процесс естественного отбора действует не только на изолированный вид, но всю экологическую систему, добиваясь глобальной устойчивости системы в целом, благодаря «симфонии», происходящих в ней  процессов.

 

 

 

 

<М6>

Как решается задача

«видообразования»

в социосистеме.

Все вопросы, образования «видов» в такой же острой форме стоят перед социальной системой.

Этого требует постоянно возрастающая сложность труда и вытекающая из нее необходимость специализации.

Но биологически все человечество представляет один биологический вид.

Поэтому для успешного развития человечества требовалось какое-то новое свойство, которое бы взяло на себя функции видообразования в социальной системе.

 

 

<М7>

 «Кучкование».

Свойство это очевидно, заложенная в   психике человека способность и склонность к образованию различных социальных групп.

 Человек не мыслит своего существования вне принадлежности к определенным социальным группам: религиозным, национальным, расовым, классовым, сословным, профессиональным, возрастным и т.п.

 Процесс социального «кучкования» начинается с его рождения и кончается похоронным обрядом, который тоже имеет групповой социальный характер.

 

 

<М8>

Преимущества и

 недостатки.

Очевидно, что образование и модификация социальных групп протекает гораздо быстрей, чем образование новых видов.

Это на порядок повышает возможности приспособления человека к быстро меняющимся условиям по сравнению с его «меньшими братьями».

Кроме того, процесс образования групп в социальной системе гораздо более пластичен и универсален, чем процесс видообразования.

Человек, хотя это и не просто,  все-таки может изменить свой социальный статус профессию, религию.

 Видообразование в природе не имеет «обратного хода».

 Если специализация зашла далеко, то организм уже не может вернуться по эволюционной ветки назад и начать новый вариант эволюции. 

Так зверям уже невозможно вернуться на в океан.

Виды, у которых специализация зашла далеко и вступила в конфликт с изменившимися условиями существования, обречены на вымирание.

Шахтер же, например, при выработке угля на английских шахтах, в принципе, может переплыть океан и стать фермером.

Но у всех этих несомненных достоинств есть и обратная сторона медали.

<М9>

Системные

 болезни человечества.

За универсальность приходится платить.

Известно, например, что  каждое новое повышение уровня организации организма: многоклеточность, иммунитет, половое размножение, высшая нервная система сопровождается появлением новых системных болезней, вызванных повышением организационного уровня организма.

 Несомненно, многие социальные болезни вызваны универсальной структурой социальной системы.

Так, например, принципиальная возможность перехода из одной социальной группы в другую невольно порождает мысль о равенстве людей и ведет, в конце концов, к такому возмутительному для либералов явлению как классовая борьба.

 В самом деле, даже самый романтичный заяц не мечтает стать волком, и не создают зайцы профсоюзы и подпольные группы, а просто, завидев волка, удирают во весь дух или прячутся под кустом.

 (Хотя, по мнению некоторых волков, это тоже может считаться классовой борьбой).

 Однако более серьезным недостатком социального группообразования является то, что оно является одним из существенных факторов, повышающих интенсивность положительной обратной связи и ведущих к неограниченному расширению социальных систем.

 

 

<М10>

Закон движения

сложных систем.

Причинами движения в сложных системах являются противоречия.

Противоречия порождают движения различного типа.

 Так  они порождают движения железных частиц между полюсами магнитов, движения заряженных частиц между пластинами конденсатора, конвекционные потоки газа между горячими и холодными телами.

 

<М11>

Переход

количества в качество.

В сложных системах обычно старые противоречия сменяются новыми благодаря закону перехода количества в качество.

Под воздействием полюсов обязательно происходит или уменьшение или увеличение какого- то компонента системы, то есть изменения состояния системы.

А при изменении состояния системы обычно возникают качественно новые противоречия.

 

 

 

5. Основное противоречие социальной системы.

 

 

<М1>

Уменьшение военного

 превосходства агрессоров.

Так для рабовладельческого общества кризис наступает потому, что постепенно иссякает возможность поддерживать на надлежащем уровне основной ресурс, определяющий существование этого общества, потока рабов, благодаря непрерывным войнам.

<М2>

Психологическая «порча»

участников социальных конфликтов.

Второй причиной, на которую реже обращают внимание, является психологическая «порча» участников социальных конфликтов.

С течением времени и рабы и господа начинают  «портится», то есть гораздо хуже исполнять свои роли, необходимые для эффективности социальной системы данного типа.

В результате цивилизация рушится.

 

<М3>

Война,

как источник движения

исторического процесса.

Формой социального движения является взаимодействие, входящих в нее  социальных групп.

Как в свое время писал еще в XVII веке Гоббс:

 «История человечества – это война всех против всех».

И есть основание предполагать, что известные человечеству 10-15 тысяч лет исторического процесса подтверждают это высказывание. 

 

<М4>

Основное противоречие.

Однако борьба эта, которая ведется в форме борьбы различных социальных групп вынуждают правящие элиты, проводить какие-то мероприятия для укрепления морального и материального превосходства своей группы  в этой вечной межгрупповой борьбе.

Поэтому известная фраза Маркса и Энгельса:

"Современная государственная власть,  — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии" не вполне точна.

Правительство современной страны вынуждено в какой-то мере учитывать интересы народа.

При этом ему приходится учитывать примерное соотношение  внутренних сил своей  страны.

 

 

 

 

<М5>

Абсолютный приоритет

 эксплуатации.

Но внутренний смысл приведенной цитаты заключается в том, что в условиях артефактов животного происхожденья сознания человечества, на всех этапах развития исторического процесса приоритет оставался за эксплуатацией.

 

<М6>

Принцип эволюции,

как универсальный, закон мышления.

На примере абсолютного приоритета эксплуатации мы познакомились с одним из универсальных законов исторического процесса , который прокладывает себе дорогу через тысячи случайностей, составляющих сию минутно наблюдаемую реальность любого сложного процесса.

При помощи последовательно применяемого принципа эволюции на протяжении всей истории ученым удалось достаточного глубоко и разнообразно постигнуть окружающего человека Вселенную.

.

 

 

<М7>

Черная дыра

в человеческом познании.

В эту грандиозную картину мироздания попали  процессы микромира, геология, биология, генетика, развитие  Вселенной.

Пожалуй, все за исключением эволюционных законов исторического процесса.

Что сегодня является самым актуальным.

<М8>

«Ты была уже не обезьяна,

Но совсем еще не человек.

Из студенческого капустника.

В заключении, я остановлюсь еще на одном универсальном законе социального развития, следствием которого является закон основного противоречия социальных систем.

Я буду опираться на следующую мысль Энгельса.

«Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только о различной степени животности или человечности».

 

 

<М9>

Какова степень очеловечения

исторического человека.

Чтобы постигнуть законы социальных систем нам надо реально установить точку в развитии между обезьяной и человеком, понимаемым в идеальном смысле этого слова.

Обезьяна это животное, которое уверенно действует в приделах компетенции инстинкта.

В задачах лежащих за приделом компетенции инстинкта животное действует бессознательно, и потому чаще всего разрушительно для окружающей среды.

По теоретическому определению идеального человека он должен обладать обширным рациональным мышлением, способным решать многоходовые задачи, и максимально узкой областью иррациональной областью, где он действует подобно животному в основном разрушительно.

 

<М10>

Два типа интеллекта.

Судя по историческому опыту, мышление человека раскололось на две части.

В области технологической, то есть контакта с природой интеллект достиг вершин, далеко выходящих за приделы животного.

Но в области социального интеллекта, определяющего его поведение в социальной сфере, он, скорее всего, недалеко ушел от животных.

Таким образом, он превратился в самого страшного хищника, угрожающего всей жизни планеты.

 

 

<М11>

Быть или не быть человечеству.

Есть еще небольшое количество универсальных законов, на которых я в этой статье останавливаться не буду.

Переплетение этих универсальных законов позволяет понять действительно опасное положение, в котором находится современная цивилизация, и рассмотреть шансы на продолжения существования человечества.

На этом я хочу остановиться в следующей статье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   Выводы.

 

1.              Над нашей планетой повисла реальная угроза системного мирового глобального кризиса с большими шансами перехода в планетарный коллапс.

 

 

2.              Сегодня многие из людей, которые еще способны думать, отдают себе отчет в том, что корни этого кризиса лежат не в производстве, технологии, а проходят  через умы и сердца людей.

 

3.                      Следовательно, кризис происходит в социальной сфере.

Для того, чтобы  преодолеть его необходимо, чтобы какая-то часть общества, пусть для начала наиболее сознательная, отдавала себе отчет в чем корни кризиса и в какую сторону надо двигаться, чтобы попытаться преодолеть его.

К сожалению, сегодня, абсолютное большинство людей, включая интеллигенцию, не понимают процессов, происходящих в социальной сфере.

 

4. Главным элементом социальной системы, определяющей ее поведение,  является человек.

Поэтому теория, претендующая на управление социумом должна опираться на реальное объективное представление  о человеке.

К сожалению качественной парадигмы отражающей социальное поведение человечества не существует.

Имеются лишь идеалистические гипотезы как оптимистические, так и пессимистические.

Поэтому, надо начинать с создания реалистической,  объективной парадигмы, отражающей реальное человечество

Причем материальной базой (информационным фондом) для такой работы должны быть, главным образом, не случайные субъективные факты, а совокупный исторический процесс.

 

 

5, Для эволюционного анализа исторического процесса необходимы некоторые универсальные понятия социальной системы.

К их числу относится определение социальной системы на принципе замкнутости, понятия простых и сложных систем, закон движения сложной системы на базе принципа противоречия.

 

 

6. Центральным законом социальной системы является закон противоречия между сотрудничеством и эксплуатацией.

 

 

7.     Из положения человека на эволюционной ветви и анализа исторического процесса делается вывод, что человек по отношению к своему внешнему миру является таким же бессознательным хищником, как и животные.

 

 

8.Специфическим свойством социальных систем является  «кучкование», психологический механизм стремления к образованию социальных групп.

Серьезным недостатком социального группообразования является то, что оно является одним из существенных факторов, повышающих интенсивность положительной обратной связи и ведущих к неограниченному расширению социальных систем.

 

8.Приведенная модель позволяет понять механизм движения исторического процесса.

Уровень очеловечения исторического человека соответствовал превосходству уровня эксплуатации над уровнем сотрудничества.

В каждую историческую эпоху развития социальной системы ее специфику определял определенный ресурс или сочетание ресурсов.

Этим ресурсом могли быть рабы, земля, капитал, рабочая сила, рынки  сбыта, сырьевые ресурсы и т.п.

Ресурсы всегда были относительно ограничены, и поэтому неизбежно наступал момент ограничения основного ресурса.

Так для рабовладельческого общества кризис наступает потому, что постепенно иссякает возможность поддерживать на надлежащем уровне основной ресурс, определяющий существование этого общества, потока рабов, благодаря непрерывным войнам.

Второй причиной, на которую реже обращают внимание, является психологическая «порча» участников социальных конфликтов.

С течением времени и рабы и господа начинают  «портится», то есть гораздо хуже исполнять свои роли, необходимые для эффективности социальной системы данного типа.

В результате цивилизация рушится.

Обычно это происходит в форме гражданских или межгосударственных войн.

В результате революции движение исторического процесса осуществляется другой группой процессов

 Начинается новый качественный этап существования социальной системы.

 

8.     Однако наряду с этим периодическим развитием исторического процесса,  существует еще одна параллельная ветвь универсального процесса.

Это развитие производительных сил социальной системы.

Эта линия монотонно возрастающая.

Причем скорость возрастания постоянно увеличивается.

При складывании этих движений исторический процесс превращается в спираль, у которой радиус окружности растет с огромной скоростью.

То есть человечество затягивается виражи, из которых не видно выхода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

На Сайт ВЫЖИВАНИЕ

Оглавление

Назад

Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь

 



[1] Эта статья была введением статьи архива ВЫЖИВАНИЕ (viktorgorenburg.narod.ru): раздел: 4. статьи: Социальные системы: статья: Введение в теорию социальных систем.