В. Горенбург - Быть или не быть.

Главная

Оглавление

Назад

Вперед...


 

   

§11.Методологический кризис гуманитарных наук. (73)

 

 

 

<M1>

Социальная система

 не может

 существовать бесконечно.

Как было показано в предыдущем параграфе, конкретная социальная система в силу закона локальной ограниченности (<M10>) имеет конкретное конечное время существования.

 

<M2>

Прогноз

 времени существования

 социальной системы.

Вывод о конечности существования исторических социальных систем подтверждается исторической мировой практикой.

В условиях Мирового Глобального Системного Кризиса  (МГСК) самым актуальным вопросом является прогнозирование времени существования конкретной исторической социальной системы.

 

<M3>

Адекватная мера вещей

определяется наукой.

Как показано в §6 мера вещей будет удовлетворять условию объективности, если в условиях ее определения лежат современные научные методы.

 

<M4>

Универсальные закономерности.

2,5 тысячный опыт мировой науки подсказывает, по крайней мере, несколько универсальных методологических принципов.

<M5>

Материализм

- Объектвность.

Осознание того, что существуют большое количество фундаментальных факторов, независящих от наблюдателя, то есть инвариантных, объективных.

<M6>

Редукционизм.

Иерархическая структура

уровней организации материи.

В процессе эволюции различные виды материи образовывали иерархическую структуру, ступенями которой были различные уровни организации материи.

Простейшим грубым примером такого рода будет цепочка: элементарные частицы ® атомы ® молекулы.

Грубо говоря, представители высшего уровня организации материи строятся из представителей низшего уровня материи.

Такой подход получил широкое распространение в науке.

Он получил название редукционизма.

 

<M7>

Наивысшая иерархия в науке.

В различных разделах науки в зависимости от поставленных задач используется самые различные иерархические модели.

Однако поскольку мы хотим определить специфику исторического процесса, нам необходима модель самого высокого уровня абстракции:

Неживое ® Жизнь ® Человек.

 

<M8>

Принцип всеобщей взаимосвязи.

Из опыта мировой науки следует важный методологический принцип, о всемирной взаимосвязи, который гласит:

- Все  зависит от всего!

 

<M9>

Редукционизм.

Принцип сведения.

В применении к определенной выше нами трех уровневой структурной  модели это означает, что каждый уровень абстракции нельзя изучать  без учета, лежащих под ними уровнями абстракции.

В наиболее жесткой форме это свелось к принципу сведения, в котором  все свойства модели  высшего уровня вытекали из свойств моделей низшего уровня.

Этот метод получил название метода сведения (редукционизма), и с  большим успехом применялся при решении многих задач.

 

<M10>

Принцип перехода

 количества в качество.

Однако механическое применение этого принципа вызвало  острое противоречие к другому диалектическому принципу:

- перехода количество в качество.

При переходе от модели низшего уровня к модели высшего уровня, неизбежно  изменяются, причем, качественно, многие старые свойства и появляются новые свойства.

Следовательно, принцип редукционизма, в своей жесткой формулировке, неприменим.

<M11>

Дискуссия.

Острый спор по этому поводу произошел между двумя выдающимися американскими учеными: лауреатом нобелевской премии физиком Стивеном Вайнбергом и биологом Эрнстом Майром[1], давшим современное понятие вида.

 

 

<M12>

Социальные системы.

Не с меньшим основанием  мы может сказать о не применимости принципа сведения при переходе от биологии к социологии.

 

<M13>

Новый синтез.

Гуманитарные и естественные  науки.

Здесь необходимо сделать важное отступление от общего хода рассуждений.

Математика и естественные науки это не то, что надо сдать и забыть, как до сих пор считают многие представители гуманитарных наук.

 

<M14>

Нельзя строить вершину,

не построив основание.

Эти области в процессе научной эволюции незаметно и глубоко вошли во все высшие разделы науки. 

Здание, построенное без понимания основных закономерностей, указанных разделов науки, всегда будет дворцом, построенном на песке, готовом рассыпаться при появлении нового факта.

Представители гуманитарных наук, не отдавая  себе в этом отчет, давно используют методы этих наук.

Сюда относятся числовые поля, расчеты, логика рассуждения, термины, идеи, модели, статистика, не критическое внедрение компьютеров в ткань современного общества и т.п.

Но в  век сложных процессов безответственно строить не понимая, подобно тому, как древняя Помпея наслаждалась  гладиаторскими ристалищами на склоне готовому к извержению Везувия.

<M15>

История вопроса.

Необходимо отметить, что вопрос о синтезе гуманитарных и естественных науки возник  в период рождения науки, в эпоху античности.

Глубокие размышления по этому поводу можно найти в трудах величайших философов древности: Сократа, Платона, Аристотеля.

В качества второго  этапа развития этой проблемы можно назвать начало  XVII века нашей эры, рождение  картезианства, эмпирической английской школы, французского века просвещения, энциклопедистов.

Оно связано с именами Декарта, Спинозы, Френсиса Бэкона и многих других, выдающихся философов, математиков и представителей естественных и прикладных наук.

Следующий период разумно связать с немецкой классической философии, возникшей в XIX веке  (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Они преобразовали философию, из комплекса наук, не имеющего собственного предмета, в единую диалектическую эволюционную науку о законах мышления, построенной на высшем уровне абстракции.

Однако у этой гениальной теории, сделавшей философию наукой, был существенный недостаток.

<M16>

Материалистическая диалектика.

Она была построена на идеалистической базе, и поэтому не могла быть использована бурно развивающимися естественными науками, для преодоления периодических кризисов, являющихся   следствием их интенсивного роста.

Маркс и Энгельс преодолели этот недостаток.

В результате их работ возникла Материалистическая Диалектика (МД), философская дисциплине эффективная  при описании  сложных процессов.

Ее применение к накопленным материалам мировой истории превратило последнюю в теорию исторического  процесса, способную при появлении новых фактов к рефлексии, то есть к самообновлению, а также к критическому анализу социальных процессов и их прогнозированию.

 

<M17>

Методологический кризис

гуманитарных наук.

В конце XIX века произошел перманентный[2] методологический кризис гуманитарных наук, который не преодолен до настоящего времени.

Он вызван некоторыми специфическими особенностями исторического процесса в новейшей истории.

Мы остановимся на некоторых наиболее очевидных.

  <M18>

Эра сложных моделей.

1.Мировая цивилизация вышла в эпоху сложных процессов, осмысление которых только начинается.

 

<M19>

Технический прогресс,

либерализм, индивидуализм.

2.Технический прогресс, вызвал всплеск индивидуализма, отрицающего объективность науки и возможности рационального мышления.

 

<M20>

МД, как зеркало

 исторического процесса.

3. МД, приложенная к фактам мировой истории, явилась зеркалом, отразившим неприглядные факты мировой истории, как  периода базирующего на эксплуатации человека человеком, и кризиса капитализма, как ее последнего этапа.

 Это привело к попытке представителей буржуазной науки доказать  несостоятельность МД, как научного метода.

 

<M21>

XX век подтвердил прогнозы МД.

4.История XX века убедительно подтвердила прогноз Маркса и Энгельса о необратимом характере мирового кризиса.

 

 

 

 

<M22>

Методологический кризис

 еще не завершился.

Тем  ни менее, гуманитарные науки на протяжении всего XX века и первой четверти XXI века продолжали в основном работать в том же методологическом ключе.

Поэтому, методологический кризис в гуманитарных науках еще не завершился.

 

 <M23>

Актуальность

 преодоления кризиса.

Без преодоления методологического кризиса  стратегический план выхода из Мирового Глобального Системного Кризиса  (МГСК) построить нельзя.

 

 

 

 


Главная

Оглавление

Назад

Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь



[1] Вайнберг Стивен  Мечты об окончательной теории. Физика в поисках самых фундаментальных закогнвх природы. - М.: Едиториал УРСС. 2004. – 256 с. Глава 3, Похвала редукционизму.

 

[2] ПЕРМАНЕНТНЫЙ (французское permanent, от латинского permaneo - остаюсь, продолжаюсь), непрерывно продолжающийся, постоянный.