В. Горенбург - Быть или не быть.

Главная

Оглавление

Назад

Вперед...


 

 

§12. Планета Земля, как космический аппарат. (79).

 

 

 

Настоящий параграф является в некотором смысле центральным для всей главы.

В предыдущих параграфах мы останавливались, главным образом, на двух вопросах.

1.    Неизбежность и угроза Мирового Глобального Системного Кризиса  (МГСК).

2.    Анализ главного фактора системного кризиса – Человека.

 

<M1>

Задачи параграфа.

Определение стратегии.

Данный  параграф посвящен выявлению специфических особенностей периода системного мирового кризиса.

Поскольку без знания этих особенностей невозможно наметить стратегический  план вывода из кризиса, тем более приступить к его реализации.

<M2>

Парадигма:

-Земля - Космический аппарат.

В качестве парадигмы[1], используемой для изложения материала выбрана:

-  «Планета Земля, как космический аппарат».

 

Психологическим обоснованием для выбора данной парадигмы является накопленный  человечеством боле полувековой опыт создания и эксплуатации искусственных спутников.

 

<M3>

Экипаж планеты Земля.

Рассматриваемая парадигма будет иметь смысл, если считать  глобальное человечество единым экипажем космического аппарата планета Земля.

<M4>

Время жизни.

Конструкторы, проектируя космический аппарат, прежде всего, определяют срок пребывания экипажа в космическом пространстве.

Отталкиваясь от этого числа, они определяют все параметры проектирования аппарата на заданное время жизни.

 

 

 

 

 

<M5>

Прогноз

существования человечества.

В рамках принятой парадигмы этот вопрос превращается в прогноз существования человечества.

 

<M6>

Тактика  - стратегия.

Сегодня, когда напряженность очень велика нас жизненно, интересуют такие тактические числа, как 5, 10, 30 лет.

Для создания общей теории развития важны стратегические сроки 100,1000 лет.

 

                                                                                        <M7>

Вопросы выживания.

После того, как срок длительности полета космического аппарата выбран основная задача конструкторов состоит в выборе параметров аппарата,  гарантирующие выживание экипажа в проектируемый срок.

Выживание экипажа космического аппарата это сложная инженерная задача, распадающаяся на рад частных задач.

Для сроков выживания человечества мы рассмотрим следующие группы вопросов.

·       Ресурсы.

·       Безопасность

·       Вопросы социально психологические.

 

<M8>

Модель Земли,

как космического  аппарата.

Решая эти вопросы, конструкторы, разумеется, знают механизмы проектируемого спутника.

В нашем случае нам необходимо представить модель планеты Земля, как космического корабля.

 Мы для той  цели воспользуемся моделью  фундаментальных  планетарных процессов Вернадского.

 

<M9>

Биосфера

                                                                                                                                                                                       и      

Ноосфера.

Выдающийся русский (советский) ученый Владимир Иванович Вернадский, возможно под влиянием работ Дарвина, ввел понятия Биосферы и Ноосферы[2].

 

 

 

 

<M10>

Модель

 фундаментальных планетарных

процессов Вернадского.

Идея Вернадского заключается в том, чтобы создать комплексную модель, описывающую социальные, биологические, химические и физические процессы в масштабе планеты.

Для наглядности Вернадский считает, что поверхность Земли содержит сферы, в которых происходят соответствующие процессы.

 Эти сферы, как матрешки содержат друг друга.

Внутри лежит социосфера или ноосфера, в которой происходит социальные процессы.

Она содержится в биосфере, в которую входят все живые в данное время организмы.

Эта сфера, в свою очередь содержится в сфере описывающей химические процессы жизни.

Наконец,  последняя замыкающей сфера, описывает фундаментальные физические процессы (эволюция Вселенной, галактик, звезд, планетных систем).

                                             <M11>

Конус законов.

Для удобства геометрического описания немецкие физики Вернер Эбелинг и Райнер Файстер заменили сферы конусами[3].

В результате они получили геометрический образ модели Вернадского, представленный на рисунке № 1.

 

 

 

 

 

 

          Биосфера

 

 

 

       Химический      

конус

 

 

 

      Физический конус

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время

Ноосфера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. «Конус законов». ­

 

На рисунке показана эволюция фундаментальных процессов планеты.

Кривая, лежащая в ноосфере, показывает эволюцию планетарных социальных законов во времени.

Конус ноосферы лежит внутри конуса биосферы,   который лежит соответственно в конусах химических и физических процессов.

 

<M12>

Как разрешить противоречие

  фундаментальных законов.

Геометрический образ модели фундаментальных  планетарных процессов Вернадского позволяет понять, как можно диалектически разрешить противоречия между принципами несводимости и всеобщности связей.

Пока кривая, описывающая процесс эволюции социальной системы лежит внутри конуса ноосферы, далеко от его границ, она описывает ноосферу.

В силу  закона перехода количества в качества она может приобретать принципиально новые качества.

Пока она находится внутри конуса ноосферы, закон сводимости[4] не применим.

 

<M13>

Закон доминирования

 внешних конусов.

Но как только она пересечет границу конуса биосферы, общебиологические качества начинают преобладать над социальными качествами, и их необходимо учитывать.

Это правило относится ко всем случаям, когда кривая эволюции социальных систем пересекает границу любого конуса.

Например, при  анализе социальных процессов народов, живущих за полярным кругом, совершенно необходимо учитывать биологические, химические и физические аспекты.

Другой пример заключается в том, что, проводя сравнительный анализ экономических процессов  России, необходимо учитывать ее широтное расположение.

Конечно,  специфика таких состояний учитывается социологом на качественном уровне,  на основе анализа конкретных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<M14>

Локальные условия

всегда критичны.

Вследствии закона  локальной ограниченности (§10, <M10>) при анализе любой социальной системы кривая эволюции социальной системы  по каким-то параметрам пересекает границу ноосферы.

Согласно закону доминирования внешних конусов  при анализе конкретной социальной системы, необходимо установить по каким параметрам нарушается границы ноосферы, и провести неформальный учет.

 

<M15>

Критические состояния

социальной системы.

В условиях мирового глобального системного кризиса  (МГСК) вероятность того,  что кривая эволюции глобальной социальной системы, пересечет границы всех конусов очень велика.

Это надо учитывать во всех современных прогнозах.

<M16>

Земля 

- космический корабль.

Эволюция Вселенной переходила от иллюзии, что Земля есть уникальный центр Вселенной к пониманию того, что Земля просто не более, чем заурядный атом из которого построена наша Вселенная, возникла не раньше  XVI века.

Уникальная особенность Земли заключается в том, что на поверхности Земли существует жизнь, существуют люди.

Условия МГСК дает основание сравнивать нашу планету с космическим кораблем.

Ценность этой метафоры заключается в том, что она позволяет учитывать специфические особенности современного мира.

 

<M17>

Планета Земля

уникальна,

как и человек.                          

 Телескопы обшарили Вселенную на миллионы световых лет и, пока не нашли другой планеты на которой существует разумная цивилизация.

Это значит, что для того чтобы могли бы возникнуть жизнь, а тем более человек должны существовать особые условия, которые, привыкнув к ним, мы просто не замечаем, как не замечает столичный житель привычных удобств своей квартиры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<M18>

Задача выживания в космосе.

Зато, когда встал вопрос о существовании, хотя бы незначительное время человека в космосе, то решение этой задачи потребовало громадных усилий тысячи лучших  конструкторов и ученых нашей планеты.

Небывалая трудность этой задачи этой задачи состоит в том, чтобы искусственно воспроизвести в космосе особые условия  и ресурсы, которые каждый, родившийся на Земле получает даром,  автоматически, по праву рождения.

 

<M11>

Человечество живет за счет запаса,

 накопленного эволюцией Земли.

Но эти необходимые условия и ресурсы возникли в процессе трехмиллиардной эволюции солнечной системы.

 

<M19>

Человек не умеет

воспроизводить условия

своего существования.

Многие из них современный человек искусственно воспроизводить не умеет, но даже не знает, как их использовать.

Он по мере надобности находил их готовыми, из громадных, но все же конечных, кладовых планеты.

 

<M20>

Утопия Запада

 – научно- технический прогресс.

Простодушную манию в бесконечность этих ресурсов мы привыкли называть верой в научно-технический прогресс.

 

<M21>

Вселенная запретила

«красиво жить»!

Сущность метафоры сравнения состояния планеты в эпоху МГСК с космическим кораблем, грубо говоря, состоит в том, что благодаря историческому процессу, реализуемому на базе цивилизаций, основанных на эксплуатации человека человеком, были израсходованы все ресурсы, накопленные нашей планетой за четыре миллиарда лет эволюции.

Поэтому цивилизация в каждый исторический период сможет использовать для выживания только те ресурсы,  которые она получает от Вселенной в этот период.

<M22>

Жить больше так нельзя!

Это обстоятельство, если упорствовать в существовании человечества, требует кардинального пересмотра всех социальных законов нашего существования.

 

 

 

 

 

 

<M23>

Механизмы выживания.

Поэтому, чтобы хотя бы грубо оценить, стоящие перед нами задачи, надо в общих чертах оценить механизмы, реализующие  условия выживания Человека в системе Земля – Солнце.

 

<M24>

Процесс требует энергии.

Любой процесс, происходящей в любой сфере требует расхода энергии[5].

<M25>         

Некоторые свойства энергии.

·       Энергия может измеряться в разных единицах: ватт часах, эргах, калориях, граммах, джоулях, электрон-вольтах и т.д.

   Существуют формулы пересчета энергии из одной системы измерения в другую.

<M26>

Закон сохранения энергии.

·       Зако́н сохране́ния эне́ргии — фундаментальный закон природы, установленный эмпирически и заключающийся в том, что для изолированной физической системы может быть введена скалярная физическая величина, являющаяся функцией параметров системы и называемая энергией, которая сохраняется с течением времени. Поскольку закон сохранения энергии относится не к конкретным величинам и явлениям, а отражает общую, применимую везде и всегда, закономерность, то его можно именовать не законом, а принципом сохранения энергии.

<M27>

Замкнутые и

диссипативные системы.

 Однако абсолютно изолированные, то есть замкнутые системы это идеализация.

 Никакую реальную систему нельзя изолировать от потоков тепла, потоков элементарных частиц, гравитационных электромагнитных и других полей.

Следовательно, между реальными системами всегда присходит обмен различными потоками.

Такие системы называются открытыми.

<M28>

Процессы

и превращение форм энергии.

Физика изучает процессы различной природы: механические, тепловые, электрические, гравитационные, химические и т.д.

 

 

 

 

 

 

<M27>

Энтропия – ценность энергии.

Энергия не исчерпывает состояния системы.

Ведро речной воды и кружка кипятка могут обладать одной и той же тепловой энергией. Но совершенно ясно, что они окажут совершенно разную реакцию при воздействии на организм,  даже на  неодушевленный предмет.

 

<M28>

Ценн6ость энергии и работа.

Понятие энтропии было разработано в связи началом массового развитии индустрии, в частности, внедрения в производство паровых машин,   где-то  во второй половине XIX века.

Главным вопросом встал вопрос эффективного перехода энергии нагретого пара в механическую работу, то есть развитее нового раздела физики термодинамики.

Поэтому наиболее ценной следует считать, такую энергию которая позволяет произвести наибольшее количество работы.

 

 

 

Основной вклад в развитие теории термодинамики внесли работы французского ученого Карно и немецкого ученного Клазиуса.

 

<M29>

Понятие о тепловой машине.

Любая паровая машина обязательно состоять из трех тел:

1.    Нагревателя.

2.    Рабочего тела.

3.    Холодильника.

 

<M30>

Второе начало термодинамики.

Второй закон термодинамики был получен эмпирически на основании опыта строительства паровых машин.

Его можно сформулировать следующим образом.

1.    Для того, чтобы рабочее тело произвело работу необходимо, чтобы температура теплаTвх., которое рабочее тело получает от нагревателя было бы больше, чем температура тепла Tвых. , которое рабочее тело передает холодильнику.

2.    Общее количество работы, которую произвело рабочее тело всегда меньше, чем количество тепла, полученной рабочим телом в результате обмена теплом с нагревателем и холодильником.

3.    Невозможен процесс единственным результатом была передача тепла от менее горячего тела более горячему телу.

 

 

В случае паровой машины роль нагревателя выполняет паровой котел, а холодильника, атмосфера внешнего воздуха.

<M31>

 

 

 

 

 

 

 Ценность энергии  передаваемой определенной стационарной системе, находящейся в равновесии с внешней средой         может ли она быть использована на уменьшении беспорядка в системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   <M25>

Источники энергии ноосферы.

Для существования и функционирования ноосферы, в которой живет человек необходимо поступление потоков энергии двух типов:

 

1.

 

 

 


Главная

Оглавление

Назад

Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь



[1] Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.

[2] Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития...

[3] Эбелинг В., Файстель Р. Хаос и космос: синергетика эволюции. – Москва – Ижевск, 2005, - 336 с.

[4] Закон сводимости позволяет сводить объяснение явлений внутри рассматриваемого конуса к процессам объемлющего его конуса.

[5] Эне́ргия — числовая физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи..