В. Горенбург - Быть или не быть.
Главная
Оглавление
Назад
Вперед...

§16. Капитализм и социализм в разрезе социальной эволюции.

16.1. Трудности и возможности прогнозирования будущего.

Будущее разглядеть трудней.

......Самое главное с первых же шагов понять специфику этого раздела, существенно отличающего его от предыдущих.
...... В прошлых разделах мы обсуждали прошедшее и настоящее. Здесь мы будем пытаться разглядеть будущее. Даже не вооруженным научной методологией взглядом, очевидно, что будущее предсказать трудней. Это признает и методология, которая основным источником своих знаний полагает совокупный исторический опыт человечества. Но история все-таки всегда позади нас. Однако без представления о будущем человечество жить не может. Поэтому пустое место обычно. заполняется всяким ненаучным или псевдонаучным мусором. Так, например, поступают неолибералы, авторитетно, утверждая, что будущее предсказать нельзя, и тут же потихоньку подсовывая выгодный им сценарий этого будущего.

Телескоп эволюции.

......Но все-таки положение не так уж безнадежно, многие линии прошедшего и настоящего все-таки продолжаются в будущее. Это обеспечивается некоторыми универсальными законами, действующими на большом промежутки времени.
......Поэтому некоторые общие тенденции все-таки можно разглядеть. В частности, с очень большой долей уверенности, можно утверждать, что если человечество будет фанатично держаться за потерявшее всякое управление капиталистическую машину, и несущуюся без руля и без дороги неизвестно туда, то ничего хорошего его впереди не ждет.

Трудность прогноза
нового качества.

......Гораздо труднее предсказать качества, которые на предыдущих этапах в достаточно развитом виде не присутствуют 1. К сожалению, именно к этому типу относятся параметры социалистической системы, которые мы собираемся обсуждать.

Потенциальные зачатки нового
всегда есть в прошлом.

......Но как, неоднократно, утверждал один из великих современных эволюционистов член ордена иезуитов - Пьер Тейяр де Шарден, новое никогда не появляется внезапно, как джин из бутылки; в любом старом есть обязательно потенциальные зачатки нового, которые, возможно, ярко проявится в будущем. Надо только научиться их различать в густой растительности действительности. Вот такой реконструкции нам придется заняться, если мы хотим получить представление о потенциально возможной зрелой фазы социалистической системы.

Здесь методология
еще более важна.

......Опираться на принципы научной методологии в этом разделе значительно сложнее, но еще более необходимо, чтобы работа представляла научный интерес. В противном случае, работа по терминологии Маркса и Энгельса неизбежно сведется к новой разновидности утопического социализма.

16.2. Социализм и эволюция.

Место социализма и капитализма
на эволюционной шкале 2.

......Начать надо с главной информации содержащейся в определении социализма в §15. Ее определяют правые и левые части основных дихотомических пар. Показатели относительной интенсивности в каждой паре сдвинуты, значительно, влево (§6).
Таким образом, основные три закона социальной системы четко выделяют характерные признаки капиталистической и социалистической формации 3.

Индивидуалист - Коллективист.

......Возьмем первой закон. Для социализма необходимо резкое уменьшение хищничества и конкуренции и усиление сотрудничества. Здесь характерной чертой капитализма становится борьба индивидуума против всех 4. То есть формационная дихотомическая пара явно проектируется в психологическую дихотомическую пару Индивидуалист - Коллективист.
......Остальные дихотомические пары, участвующие в определении формаций, только усиливают и конкретизируют эту психологическую пару.
......Закон хаоса подчеркивает, не возможность в условиях капитализма разумного планирования общества на длительный промежуток времени, так как реальная траектория социальной системы определяются результирующей ежеминутной борьбы огромного количества социальных групп и людей. Это опять типичная борьба индивидуума за свое выживание.
......Легко можно увидеть туже тенденцию и в паре Расширение – Стационарность, так как расширение определяется также борьбой различных социальных групп и отдельных людей.

Человек - Обезьяна.

......Надо более подробно остановиться на том, какие факторы определяют индивидуалистский или коллективистский тип человека. При грубом рассмотрении можно ограничиться только двумя факторами: уровнем моральных и нравственных качеств и уровнем интеллекта. С точки зрения уровня морали и нравственности для индивидуалиста, для которого все люди потенциальные враги, мораль, вообще говоря, только затрудняющая жизнь помеха.

Историю понимают
очень мало людей.

......С точки зрения уровня интеллекта все обстоит гораздо сложнее. Профессии, требующие серьезного применения математики и теоретической физики, считаются наиболее трудными для человека. Принято считать, что они предъявляют наиболее высокие требования к человеческому интеллекту. А вот какие законы нужны обществу, кто и как должен управлять страной, что нас ждет впереди, знают абсолютно все. Причем не только знают, но и самонадеянно управляют нашим будущим, раз в несколько лет, опуская бюллетени в избирательную урну.
......Я думаю, что на самом деле все получается с точностью до наоборот. Существуют нимало сотен тысяч людей, которые нормально справляются с обязанностями требующими владением математическим аппаратом. Но если послушать, что говорят, пишут и показывают с апломбом по поводу протекания социальных процессов, что было написано об этом, начиная с начала перестройки и вплоть до наших дней, то создается такое впечатление, что в этих вопросах в действительности разбираются очень не много людей.
...... Социологи любят подсчитывать количество неграмотных, полуграмотных, грамотных людей в стране. В, интересующих нас вопросах, по поводу понимания социальных процессов и их тенденций, такая оценка очень нужна, так как она определяет возможные сценарии нашего будущего.

Закон всеобщей
социологической неграмотности.

......Я считаю наибольшей надежностью обладает следующая оценка.
......В области понимания социальных процессов и их тенденций большинство населения страны неграмотно.
......Сюда надо отнести также, безусловно, большую часть интеллигенции 5.

Два уровня интеллекта.

......Надо отдавать себе отчет в том, что понятие интеллекта очень неоднозначно. Человек может прекрасно играть в шахматы, и не понимать стихов, или не иметь способности к языкам. Мы будем различать два уровня интеллекта.

Интеллект первого уровня.

......Интеллект первого уровня – это интеллект, возникший в процессе эволюции, как оружие в индивидуальной борьбе за существование.
......Этот тип интеллекта имеет самое широкое распространение в животном мире, в особенности для высших организмов. Специалисты в области психологии животных приводят тысячи фактов, свидетельствующих о том, что не редко животные могут при взаимодействиях с успехом могут помериться силами даже с человеком. В борьбе между хищником и жертвой, победа часто решается не в физической, а в интеллектуальной сфере.
...... Интеллект первого уровня в первую очередь наследуется популяцией человека. Конечно, он принимает специфическую форму, как интеллект индивидуального приспособления в борьбе за выживание в социальной сфере. Поэтому не удивительно, что в его проявление могут входить самые разнообразные способности необходимые для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.

Интеллект второго уровня.

......Интеллект второго уровня - это понимание социальных процессах в самых разных временных, структурных масштабах, при взаимодействиях самых разнообразных социальных групп.
......Будем говорить, что человек обладает социалистическим сознанием только при одновременном наличии у него интеллекта второго уровня и социалистических морально нравственных качеств.

Эволюция психических процессов
в человеческой популяции.

......Естественно, что в животном мире, где все-таки превалирует индивидуальная борьба за существование уровень моральных качеств и уровень интеллекта второго порядка находились в зачаточном существовании. Та же ситуация сохранилась и на первых этапах формирования человеческой популяции, так как на этих исторических этапах ведущим принципом оставалось индивидуальное выживание.

Ведущая роль принципа
индивидуального выживания.

......По сути дела этот принцип остается ведущим вплоть до настоящего времени. Но постепенно все сильнее и сильнее начало выявляться непримиримое противоречие этого принципа с не только с условием существования человечества, но и с большой частью жизни на Земле.
......Механизм этого явления чрезвычайно простой. Дело в том, что индивидуальный принцип, как было показано, фактически лежат в основе трех основных законов социальной системы. А их несовместимость с существованием человечества было показано в первой главе.

Технический прогресс определяет
интеллект первого уровня.

......Технический прогресс это следствие далеко продвинутого развития интеллекта первого уровня. Это развитие производительных сил до сегодняшнего уровня само фактически себя уничтожило, показав невозможность дальнейшего развития социальной системы в форме индивидуальной борьбы за существование.

Закон отрицания отрицания.

...... Произошло диалектическое отрицание сегодняшней социальной системы. Она умирает, чтобы на следующем этапе возродиться в качественно новом виде, где принцип индивидуальной борьбы за существование заменился принципом коллективной работы и гармонического развития человека и окружающего его мира.
......Здесь работает важный принцип исследования сложных систем: закон отрицания отрицания, который Маркс и Энгельс сделали эффективным инструментом научного исследования.
......Сегодня правящие круги капиталистического мира используют все свои могучие силы, чтобы превратить диалектическое отрицание социальной системы в прямое механическое, которое погребет и все человечество, а может и всю жизнь на планете под обломками столь милой их сердцу глобальной капиталистической системы.

Два этапа эволюции человека.

......Трудности понимания этого процесса, состоит, пожалуй, в через чур метафизическом понимании эволюции. Восходящий поток развития характеризовался не только повышением индивидуальной адаптации, но развитием адаптации коллективной, которая кроме поиска оптимальной структуры, выражалась в повышении уровня нравственности и уровня интеллекта второго типа. Однако этот процесс находится в зачаточном состоянии, не выражается в материальном смысле, поэтому наблюдать за ним было очень трудно.
......Однако, где-то в середине 19 века он вылился в виде кризиса дальнейшего развития человечества.
......Природа, как бы сказала человеку: «Твое превращение из животного в человека имеет в два этапа.
......На первом этапе ты должен реализовать заложенные в себе потенциальные силы и свое могущество, стать хозяином планеты.

Современное человечество
это популяция человеко – обезьян.

......Ты выполнил эту задачу, ушел от зверей, но человеком пока не стал, ты получеловек, человеко-обезьяна. Ты действительно сильнее всех на земле, но в области нравственности, в области высшего разума ты стоишь по прежнему на звериным уровне.
......Теперь перед тобой стоит новый, еще более трудный, эволюционный этап.
...... Ты должен из человеко-обезьяны стать до конца человеком. Иначе силы, которые ты получил, погубят тебя, и все живое.

Движение к социализму –
борьба человека с обезьяной.

......Таким образом, сегодня задачу построения социализма можно понимать, как реализацию второго этапа эволюции человека, где, образно говоря, человеку предстоит вырвать власть у обезьяны, или погибнуть вместе с нею.

Психическая структура
современного человечества.

......Я назвал современного человека человеко – обезьяной, чтобы точно указать его место на эволюционном дереве, имея в виду в первую очередь нравственно психологические и интеллектуальные социальные характеристики. Идеальным прототипом человека освобожденного от зверя является богочеловек Христос. Прототипы идеального человека имеются и в других мировых религиях, например, в буддизме и Коране 6.
......Однако, все-таки полезно было бы, хотя бы поверхностно, посмотреть дает ли основание для такого названия человеческой популяции исторический материал.

Homo Sapiens – обезьяны?

......Обезьянья, чисто животная индивидуалистическая часть этой дихотомической пары, не только проступает, а прямо-таки выпирает из истории. История человечества набита до отказа бесконечными войнами, систематическими безжалостными уничтожениями людей, племен и народов, беспощадной эксплуатацией. Причем, это не отдельный этап, а вся мировая история 7. Со временем эти тенденции только возрастают, прикрываясь все более и более изощренной социальной демагогией.
......Это индивидуалистическая, потребительная идеология, которую можно четко выразить девизом: «После нас хоть потоп», распространяется не только на свою популяцию, а на весь окружающий человека мир. Она создала особый тип затратной технологии, оставляющей после себя руины не пригодные для жизни.
......Поэтому первое угнетающее впечатление таково:
......Популяция Homo Sapiens, это не человеко-обезьяны, а просто обезьяны.

Homo Sapiens - человеко–обезьяны.

......Однако все не так безнадежно. Понятия, характеризующие место человеческой популяции на эволюционном дереве, достаточно сложные, тонкие и гибкие. Они требуют применения более глубокого и проницательного анализа для выявления интересующего нас вопроса.
......Вспомним, что в определении социализма (§15), говорится только, что социализм требует резкого ограничения следствий, вытекающих их основных законов социальной системы. И не говорится ничего, какие свойства обеспечивают такие условия. История дает свои четкие показания если речь идет о свойствах взаимодействий крупных структур (государствах, классах), действующих долгое (историческое ) время и касающихся, большей частью материальной стороны взаимоотношений.

......Вспомним теперь, что социальная система фрактал, что она состоит из очень большого количества вложенных в друг друга подсистем, в которых часть закономерностей одинаковые для всех подсистем, но все-таки каждая из них может иметь свою специфику. Жизнь маленьких системок (микро систем), обычно ускользает макроскопического подхода истории.
......Социальная система также обьективно-субъективная группа (ОСГ, (§5)), точнее комплекс сложно связанных ОСГ. ОСГ, как сказано в §§4,5 представляет собой двухголовый кентавр, где на интересующий нас вопрос могут существенно влиять, как объективная, так и субъективная составляющая. История, рассматривая крупные структуры и длительные процессы, часто игнорируют эту субъективную сторону, так как она редко оставляет объективные зарубки.
......В (§15) говорится о том, что чистый капитализм, и чистый социализм существует только в глазах механистически мыслящих людей. В реальном государстве такие чистые состояния никогда не реализуются. Далеко не все определяется, основными законами, социальными группами, которые есть на данный момент. Реализации жизни и деятельности общества идет на всех уровнях, не только на главных. Огромное значение, как я неоднократно говорил, играет субъективная составляющая, нравственно – интеллектуальный уровень общества. В общем, осколки социализма могут быть глубоко вкраплены в ткань общества, надо только уметь их разыскивать.
......Если на социальную систему смотреть, таким образом, то мы увидим, что количество случаев, когда проявляется те или иные фрагменты социалистического поведения тоже очень многочисленны.
......Прежде всего семья . Наверное, каждый из нас наблюдал, читал, а, может, был членом такой семьи, долголетние отношения в которой построены на любви и дружбе 8.
......Огромное число фактов коллективисткого, бескорыстного, героического поведения история знает во время народных освободительных войн, революций 9. Среди представителей различных религий тоже было не мало примеров бескорыстного служения людям. Первоначальная христианская община была примером социалистического общества. В крестьянских общинах в России и многочисленных артелей тоже был элемент коллективного труда.
......Идеи социализма, отразились во многих учениях: христианства, Анабаптистов, Левеллеров, утопистов-коммунистов, утопистов-социалистов, марксистов, народников в трудах и в учениях самых выдающихся представителей человечества: Христоса, Яна Гуса, Бедреддина Симави, Томаса Мора, Кампанеллы, Сен–Симона, Фурье, Оуэна, Маркса, Герцена, Чернышевского, Маркса, Энгельса, Ленина 10.
......В 1871 году произошел первый исторический эксперимент. В Париже 70 дней существовало государство, функционирующее на социалистических принципах. А в 19 веке идеи социализма охватили весь мир, то есть стали общественным историческим явлением планетарного масштаба. Огромное влияние на развитие идей социализма оказала теория научного социализма, созданная Марксом и Энгельсом. ......Конечно, прорыв выхода социалистической модели на глобальный мировой уровень начинается с 1917 года связи с появлением на мировой арене первого социалистического государства. Относительное масштабное увеличение таково. Вместо 70 дней парижской коммуны. 70 лет (почти ? века) существования социалистического лагеря, вместо одного города Парижа, около десятка государств, расположенных на трех материках, крушение колониальной системы, тыла мировой капиталистической системы, лидирующая роль в разгроме фашизма, самой страшной угрозы человечества, чудовищного порождения гниющей мировой глобальной капиталистической системы 11. Из отсталой полуколониальной страны советский Союз превратился в государство с высоко развитым научно-техническим потенциалом, поддерживающее военное, экономическое равновесие с Западным Миром. Советский Союз фактически был гарантом для огромного количества стран от империалистической агрессии.
......Разумеется, Советский Союз, не был развитой социалистической системой в смысле рассматриваемого в §15 определения, он родился во в жесточайших внешних и внутренних условиях. Сложнейшие тактические задачи выживания, которые стояли перед ним не давали возможности заниматься глубокими социальными преобразованиями. Глубокую противоречивую картину представляло нравственно интеллектуальное состояние общества. Со одной стороны огромный социалистический энтузиазм в результате возможностей, открывшихся перед народом в результате социалистической революции. С другой стороны глубокие индивидуалистические корни, тянущиеся из исторического прошлого. Постепенное перерождение элиты. Непонимание задач социалистического строительства. Непосилная тяжесть почти векового военного, экономического, идеологического противопоставления фактически одного исторически бедного государства мировой капиталистической системе.

Все-таки у социализма есть шанс.

......Подводя итоги этого пункта можно сказать, что элементы социалистической коллективисткой нравственности все-таки присутствуют в виде Homo Sapiens. Они гораздо хуже организованы и распределены в популяции, менее активны как побуждения к практической деятельности, пока чаще проигрывают индивидуализму в открытых и тайных схватках. Возможно они сегодня слабее индивидуализма. Но они несомненно присуствуют в человеческой популяции.
...... И мы можем с удовлетворением сказать, что человек все-таки человеко–обезьяна. Этот вывод обнадеживает. Все-таки у социализма есть шанс.

Социализм, как продукт
эволюционного отбора.

......Из сказанного выше может возникнуть предположение, что индивидуализм поддерживается эволюционным отбором, а коллективизм нет, поэтому последний всегда проигрывает. На самом поверхностном уровне это действительно так. На первом этапе существования человечества условия были таковы, что отбор происходил в основном по индивидуальным признакам приспособленности. Но, как только история ставила перед человечеством отдельные проблемы, требующие коллективного ответа, выигрывали именно те социальные системы, у которых социальное сознание было на более высоком уровне. Вклад советского народа в победу во второй мировой войне, неудачи в 21 веке США, обладающими армией более сильной, чем вооруженные силы всего остального человечества говорит о том, что мы вступили во второй этап эволюционного развития человечества, где отбор будет происходить, главным образом, по коллективистским признакам.

Пропасть
необходимости и возможности.

......Трагедия переживаемого сегодня исторического момента, неосознанная большой частью человечества, заключается в том, что материальное и структурное состояния нашего общества находится в глубоком системном кризисе, в состоянии, когда мировая социальная система может только разрушаться. А уровень мирового социального сознания еще не созрел для проведения глубоких социальных преобразований, которые могли бы дать новую жизнь человечеству.
......Однако, ждать пока это общественное сознание вырастит до необходимого уровня, боюсь у нас нет уже исторического времени.

Социализм,
как выбор человечества.

......Что же делать? По моему, надо собрать во едино ту часть человечества сознание которых уже вышло из обезьяньего уровня, и начать действовать. По крайней мере, начать думать и объяснять остальной части человечества, что у нас нет другого выхода. Что, если они хотят сказать: - «Человечеству быть» - они должны присоединиться к нам.
......Какие шансы на победу. Это сказать очень трудно. Во всяком случае, можно сказать, что вершин такой высоты человечество не брало. И человечеству, как нашему общему будущему, терять нечего. Потому, что других шансов выжить, у нас нет. И понимание этого, может резко повысить наши шансы победить.
......Я напомню, что мировое человечество это обьективно-субъективная группа (ОСГ, (§5)), то есть в некотором смысле живое человекоподобное существо, обладающее разумом, сознанием волей, и как таковое, наделенное создателем свободой волей, жаждой жизни. Оно должно захотеть жить и сделать для этого все возможное.
......Есть ли в этом выборе элементы авантюризма. Безусловно, есть. Мне представляется, что это необходимый элемент в жизни человечества. История никогда не дает 100% шансов. Не было их у Колумба, ведущего свою флотилию по огромному океану. Не было их у Жукова перед тем, как прогремел первый залп битвы под Москвой. Не было их и у Ленина, поведшего небольшую группу большевиков строить социализм в громадной отсталой стране. Чтобы там не кричали почти 70 лет трубадуры холодной войны и враги социализма, значение этого шага было огромно. Впервые в исторических масштабах человечество был показан путь в будущее. Сейчас, когда будущее человечество сдано на хранение в американские банки, опыт этот имеет огромное значение. Конечно, мировое СМИ возвело над историей социализма километровые завалы лжи, глупостей и клеветы.
......Но завалы можно разобрать, а огромный исторический опыт взять на вооружение, чтобы сделать шаг вперед.

16.3.Образы будущего.

......Говоря о развитом социализме, мы пытаемся дать картину своего возможного будущего.
......Образы будущего это своеобразное зеркало, в которое человек пристально смотрится каждый раз, когда наступает время решить: шагнуть ему влево или вправо, а, может быть, лучше всего остаться на месте, или даже шагнуть немного назад. Различные образы будущего оказывают огромное психологическое влияние на отдельного человека, и не менее сильное идеологическое воздействие на все человечество в целом. Это очень хорошо понимают многочисленные конструкторы различных вариантов образов будущего, преследующие, часто далеко не бескорыстные цели. Существуют несколько, если можно так выразиться, основных вариантов образов будущего. Остальные чаще всего являются комбинациями этих основных.

Идеальное будущее,
регламентирующее настоящее

.

......Такое будущее обычно несет человеку религия. Человек никогда не сможет влиять на него, поскольку оно полностью находится в компетенции бога. Тем ни менее оно активно пытается регламентировать жизнь человека, действуя, как всякая власть угрозами и посулами, то есть кнутом и пряником. Причем всегда возникает довольно обоснованное подозрение, что в символических божественных масках стоит некто, который именем высшего трансцендентного существа, пытается направить мысли и чувство людей в нужную ему сторону. Это будущее оказывает двойственное влияние на реальное будущее человека. С одной стороны, поскольку в руках его творцов всегда есть уникальные сказочные символические элементы, то они могут сделать «теорией» нужный им миф, легко искажая реальность с любой нужной им степенью, меняя местами солнце и землю, заменяя миллиарды лет эволюции Вселенной и жизни человека неделями и секундами. Затрудняя тем самым пути познания реальности, необходимой для существования человечества. С другой стороны, поскольку трансцендентная составляющая психологии неустранимая реальность с этим зеркалом необходимо очень серьезно считаться. Недооценка этого обстоятельства серьезный недостаток методологии и практик построения социалистического общества.

Настоящее, отрицающее будущее.
Конец истории

.

......В обществе всегда есть силы, которые стараются задержать развитие социальной системы. В общем, нельзя сказать хорошо это или плохо. Ведь человек всегда живет в настоящем, и постоянные изменения выбивают почву под его ногами. С другой стороны действительность порою становится настолько невыносимой, что слом ее просто необходим, и неизбежная консервация существующего делает неминуемый взрыв еще более ужасным, и притом грозит перевести развитие общества на какой-либо тупиковый вариант.
......Таким образом, выбор между консервацией и развитием вопрос диалектический, и должен решаться системно с учетом множества факторов.
......Но в истории всегда существовали могущественные социальные силы, кровно заинтересованные остановить историю. Обычно они преследуют свои корыстные цели, не умея не только заглянуть в будущее, но и не желая этого. Они исповедуют давно известный не хитрый афоризм: «После нас хоть потоп». Обычно деятельность таких социальных слоев тяжела, а часто губительна для других социальных групп, а в целом опасна для всего человечества.
......Поскольку каждая борьба между социальными группами обязательно перемещается на идеологический уровень, то интеллигенция, обсуживающая консервативные слои придумала свой вариант будущего. Краткая распространенная формула этого идеологического течения: - «Конец истории» 12.
......Термин этот введен Марксом и Энгельсом при анализе философии Гегеля. Маркс и и Энгельс утверждали, что тезис конца истории глубоко ошибочен, так как он противоречит одному из главных принципов их научной методологии - закону непрерывного развития 13. Либералы же используют тезис «конца истории», чтобы обосновать вечность капитализма. Главный прием этого доказательства, убедить человечество в невозможности построения социалистического общества.
......Один из распространенных методов идеологов либерального направления – создание антиутопий 14, где берется какая либо социалистическая утопия, и методом гиперболизированния какой-либо черты, часто присущей не только советскому социализму, создается устрашающая картина ада на этом свете.
......Однако антиутопии требуют хотя бы некоторого творческого потенциала, поэтому был изобретен массовый идеологический конвейер, который в движение приводят обычно самые заурядные стандартные мозги современных либералов.
Как не пытаются либералы навести лоск на правящий миром глобальный империализм, без конца рекламируя сладкую жизнь современного Запада, это трухлявая одежда то тут, то там постоянно рвется, и в образовавшиеся дыры 15 глядит на нас уродливая кровожадная личина современного капитализма. Как говорится, шила в мешке не утаишь. Единственный выход доказать, что в силу черной натуры человека, эта вот устроенная сегодня жизнь, как раз есть максимум добродетельной социальной жизни, на которую способно человечество. Недаром центральная формула либеральной пропаганды звучит примерно так: «Разумеется, капитализм имеет массу серьезных недостатков, но это самое лучшее, на что способно человечество». Значит, капитализм вечен. Вот вам и конец истории. На такое и Маркс не решился бы, несмотря на то, что все кому не лень обвиняли его в максимализме. Он доказывал гораздо более скромный тезис, что капитализм не вечен, и что человечеству не мешало бы взглянуть на вытекающие из этого следствия.
......Однако либералам, надо было хоть как-нибудь, кроме, всем известной, бойкости, обосновать свою идеологическую формулу, которая, со своей претензией дать прогноз на бесконечное время, могла быть доказана, разве что, в рамках богословия.
......Либералы нашли другое царство, в котором они, надо сказать, с большим успехом, обосновали свою формулу. Это царство обывательской глупости.
......Как известно, что на нашей планете почти век осуществлялся уникальный исторический эксперимент, по построению общества основного не на эксплуатации. который окончился неудачей в материальной форме и, надо признать, и в идеологической форме.
......Используя это, либералы разбили свое идеологическое доказательство на два основных пункта.
......То реальное общество, возникшее в определенный исторический момент с населением, сознание которого было продуктом своей и мировой историей, существовавшего в условиях жесточайшей внешней и внутренней борьбы, людей, не имевших никакого опыта жизни в обществе, функционирующим на совершенно других принципах, они провозгласили единственно возможным абсолютно тождественным представлением социалистического общества.
......Из того, что первая попытка существования социалистического общество оказалось неудачной, они сделали вывод, что социализм не мыслим, абсолютно не реален.
......Однако, решив, что идея абсолютной невозможности социализма не так уж убедительна, они решили запугать мирового обывателя. И для этого превратить понятие социализма в понятие того, что физики называют абсолютно черным телом, только не в физическом смысле, а в нравственном.
......Практически отождествить социализм с тем, что верующие люди называют дьяволом.
...... Рецепт опять таки был до примитивности прост. Стереть иделогической тряпкой все положительное, уникальное, чего было ни мало, и в миллионы раз увеличить все недостатки реального социализма, которых тоже было ни мало.
......Для этого был перенят из воспеваемого ими рынка, вернее базара, гениальный метод аргументации.
......Главная идея метода состояла как раз в полном разрушении метода осмысления истории не только научного, но даже опирающегося на элементы здравого смысла.
...... Вытеснить целостное историческое восприятие действительности, разорвать сознание человека, заменив его хаотическим клубком не структурированных фактов. Основной прием заключался подмене исторического объективного анализа, где каждый факт должен рассматриваться в рамках своего исторического времени шквалом эмоций, жульническим жонглированием цифрами, тенденциозным подбором фактов.
......Главная задача заключалась не в осмыслении, а в психическом давлении на массы.
......И если в том, что пытались внушить людям, наука и не ночевала, то в том, как это делалось, использовались самые последние достижения науки.
......В социальной борьбе, порожденной эксплуатацией, идеологическая компонента всегда занимала важное место, причем со временем роль ее постоянно увеличивалась 16. В 20 веке она встала одним из важнейших форм социальной борьбы.
......Осознав это, правящие социальные слои призвали, обсуживающую их интеллигенцию, для создания эффективного идеологического оружия, позволяющего конструировать сознание масс в нужном им направлении.
......И уже почти век, такое орудие – методы манипулирования сознанием постоянно совершенствуется и эффективно используется.
......Огромную роль, как в поражении социализма в холодной борьбе, так и в развале нашей страны сыграли именно эти методы.
......Средства СМИ (особенно телевизор) погрузили человечество в тяжелый кошмарный сон. Пока оно спит ни какое социальное движение невозможно. Начать надо с того, что человечество надо разбудить, поставить блокаду наркотику СМИ, лечить и до какой-то степени пытаться восстановить разорваенное сознаниие 17.

Идеальное будущее,
отрицающее настоящее

.
......Такой вариант будущего всегда был присущ всем революционным движениям. Здесь реальной жизни человека, полной страданий и не справедливости противопоставлялось идеальное светлое будущее. Рецепт этого будущего до удивления прост. Вычеркивались все отрицательные моменты реальности, минусы исправлялись на плюсы. Вопрос о возможности реализации подобного будущее не ставился. Этого было достаточно, чтобы подвигнуть доведенные до отчаянья массы к героической, жестокой и кровопролитной борьбе. Но почти всегда грустным финалом такого подхода было то, что победив, ценной огромной крови, они оставались побежденными. Ибо новая, возникшая в результате этой победы реальность, кардинально отличалась от того будущего, которое сулило им это зеркало.
...... Все сказанное относится и к социалистическим теориям. Прежде всего, конечно, к учениям утопического социализма. Они, справедливо указывая на недостатки современного им общества, опираясь в основном на этические нравственные моменты, кладя в основу своих призывов в основном эмоции, противопоставляя их , невольно, рассудочному научному подходу. От этого многочисленные эксперименты построения небольших социальных общин, начиная от общины Оуэна, и кончая многочисленными общинами во второй половине 19 века в России кончались неудачей. Причиной этого заключался в том, что совершенно не учитывался фактор реального человека, и связанные с этим законы социальной системы.
......Исторически в большой степени эта тенденция была сохранена создателями научного социализма. Здесь можно выделить два фактора. Маркс и Энгельс строго придерживались важного методологического принципа исследования сложных эволюционных систем. Научный прогноз может предсказать только основные фундаментальные тенденции развития социальных систем. Конкретные детали могут быть найдены и освоены, тогда, когда будущее станет реальностью. Если это не учитывать, то это будет уже скорее утопический социализм, чем научный.
......С другой стороны, если исходить из методологических принципов относительности каждого периода научного знания, и связанной с этим неизбежной исторической ограниченности и индивидуальной исследователей, то надо, разумеется, распространить его и на создателей теории научного социализма. Мне, представляется, ведущие теоретики научного социализма, сосредотовчившись на внешних условиях существования человека мало внимания уделяли самому реальному человеку. Вернее всего, они предполагали его, чем-то светлым и безгрешным, нечто вроде Адама, еще не знакомого с Евой. Все не симпатичные черты его облика они связывали с искажениями, вносимыми с кошмарными условиями, в которых он существует. Стоит только разрушить этот «весь мир насилья до основанья и затем» без всякого промедления наступит социалистический рай.
...... 20 век, без всякого сомнения, показал, что все не так просто 18.

Будущее,
в которое смотрит история.


......Итак, в три зеркала заглянули мы. В эти зеркала многие тысячелетия с тревогой, надеждой и отчаяньем заглядывали народы, цари, философы и прорицатели, пытаясь разглядеть свое будущее. И не только заглядывали, но и целые века шли по пути, увиденному там, обливая дорогу кровью и слезами. А кончалось всегда одним. Дорога оказывалась очередным миражом, и люди каждый раз просыпались около очередного разбитого корыта. Конечно, корыта немного отличались друг от друга. В последнем, например, непрерывно верещит мобильник, и светится вход в виртуальную бездну компьютера. И все-таки разбитое корыто, есть разбитое корыто. А трещины в них с каждым разом становились все больше и больше, и из них, как из разбитого скафандра вытекала жизнь и дух человечества.
......Но не замеченным осталось, еще одно четвертое зеркало. Оно было самым простым, и все время все время лежало буквально под ногами у мудрецов и философов, все время патетически восклицавших, что есть истина. Это зеркало, в которое смотрелась история. Его, очевидно, не могли найти, потому, что каждый искавший неосознано глядел в него с позиции тех или иных групп людей. А нашли его Маркс и Энгельс. Нашли потому, что впервые задали вопросы, касающиеся интересов не отдельной группы людей, живущих в определенном времени, в определенном месте, а будущего всего человечества. И задали его не туманным голосом мистики, не клокочущим голосом эмоций, а трезвым голосом науки. Может быть, именно поэтому они ясно видели то, что не видели не их предки, их современники, и, к сожалению, очень многие их потомки.
......В этом зеркале, жизнь человечество отражалась вся целиком и полностью от древнейших времен и до сегодняшнего дня в виде мощного дерева. Видно было, как отдельные листки и могучие ветви погибали, а на месте других вырастали другие побеги.
......Самое важное, заключалось в том, что в пространстве-времени, плоскость проходящая через временную координату «сегодня» вовсе не была потолком для дерева – человечества. Часть веток дерева пробивало временной потолок «сегодня» и пускало тоненькие еле заметные пунктирные веточки в будущее. Далеко не каждый мог видеть эти веточки, они не были доступны только пристальному, а может даже гениальному взгляду. Маркс и Энгельс всю жизнь смотрели в это зеркало, и настойчиво убеждали людей относиться к будущему, не так легкомысленно, как они это делали до сих пор.
......Но будущее, как прошлое, не возможно увидеть во всех деталях. В зеркале, оно ,скорее, выглядит, как в своеобразная стрелка, узкий пучок линий, указывающее коридор допустимых направлений развития. Допустимые направления развития человеческой цивилизации – это и есть ядро марксистской теории.
......Но, большинство ученых, гуманитариев, будучи сынами своего времени, с ужасом отшатнулись, от того, что они увидели в этом зеркале. История человечества и его будущее показалось им страшней, чем мифическая медуза горгона. И они заявили , что зеркало врет 19, и в доказательство привели, некоторые неверные детали, которые увидели Маркс и Энгельс в этом зеркале. Но зеркало, и не обещало точности в деталях. Вопрос, который интересовал всех – это направление движения. А направление указывалось достаточно убедительно. Отсюда идут корни почти полуторовековой ненависти к теории марксизма.
......Сейчас, когда во время системного мирового кризиса опасность, которую предсказывал прогноз Маркса и Энгельса стала еще ближе, еще страшнее, еще не отвратимее. И поэтому, нельзя как всегда, отворачиваться от зеркала, затыкать глаза и уши. Потому, что очень вероятно, что потом уже будет поздно.

16.4. Критическое значение социалистического сознания.

Роль субъективной составляющей ОСГ
в историческом развитии социальной системы.

......Одним из модных блюд, усиленно раздуваемых антисоветской пропагандой всех мастей, является миф о том, что накануне 1917 года мы имели дело с могучей, бурно развивающееся Россией. И если бы не эти проклятые большевики, Россия давно бы были среди лидеров капиталистического мира 20.
......На самом деле Россия начала 20 века это полуфеодальная, полуколониальная страна, корчившаяся в жесточайших противоречиях, в состояние с близком к коллапсу. И серьезный анализ показывает, что непопулярные действия большевиков, в основном, были необходимы для вывода страны из системного кризиса, в котором она находилась 21.
......Однако выше сказанное, есть частный случай, внедряемого средствами либерального СМИ идеологического штампа евроцентризма, в котором необходимо разобраться. Он заключатся в следующем. Есть некоторое объективное протекание исторического процесса от дикости к цивилизации, которое благодаря научно-техническому прогрессу сулит великие блага человечеству. Капитализм, проходимый в настоящее время, это высший этап этого объективного процесса. В его стихийное свободное развитие не надо вмешиваться, все придет само собой. Этому свободному процессу мешают своими волюнтаристскими действиями отдельные личности и слои, воплощающие разнообразные разрушительные тенденции.
......Эта позиция есть одно из формулировок фундаментального вопроса теоретической истории «О роли объективного и субъективного в истории». До середины 19 века история фактически сводилась к действиям отдельных личностей: вождей и героев, то есть носила предельно идеалистический характер.
......Маркс и Энгельс показали, что эти личности, разыгрывающие исторический спектакль, не более чем марионетки, мощных объективных сил действующих под сценой. Нельзя сказать, что они не учитывали роли субъективистских сил. Они были революционерами, организаторами первой марксистской партии, стояли у истоков международного социалистического движения, то есть принимали активное участие в политической борьбе своего времени. Но в теории, провозгласив неизбежность социализма, они все же невольно способствовали взгляду на историю, как чисто объективный процесс, который сам вывезет куда надо.
......Идеалистический взгляд на роль личности в истории сыграл большую роль в революционном движении в России. Он стал теоретической базой для практики индивидуального терроризма, проводимого партией эсеров.
......Большую роль в преодолении этого идеализма сыграла статья первого русского марксиста Плеханова «О роли личности в истории».
......Однако выдающийся прогресс в этом дали работы Ленина о политической партии, и ее роли в революции и построении социалистического общества. Он по сути дела сделал главным фактором истории Объективно – субъективную группу (ОСГ).
...... Для социалистического общества для его построения и функционирования активная деятельность ОСГ это необходимый, основной метод движения. Оно связано с тем, что подавляющая часть человеческой популяции находится на первом этапе эволюции, а социалистическое общество, которое мы собираемся строить, соответствует второму этапу.
......Поэтому, мы должны рассматривать все обсуждаемые проблемы, понимая, что активная деятельность, как отдельных личностей, так и самых разнообразных ОСГ, не только желательный, но совершенно необходимый момент построения и функционирования социалистической системы.
...... А решения бывают волюнтаристическим, настолько, насколько они носят не научный характер, не соответствующий объективным условиям и поставленным задачам
......В заключении хочу отметить, что либералы, говоря о невмешательстве в естественный процесс развития общества и, рекламируя его под фирменной маркой «открытого общества», на самом деле на каждом шагу предпринимают самые активные действия для того, чтобы их строй остался на плаву, и как говорится, тут они за ценой не постоят. На практике они все ведут к тому, чтобы эту цену заплатил не «золотой миллиард», все остальное человечество. Но история сегодня зашла в такой тупик, что платить придется всем.

Человек –
главный ресурс социализма.

......Под итожим главные мысли, полученные до сих пор.

......Сегодня очевидно, что выход человечества из системного кризиса состоит в построении социальной системы с резко уменьшенным уровнем эксплуатации, причем не только в какой-то отдельной стране, а на всей планете. То есть к переходу к построению мировой социалистической системы.
...... Но сегодня также очевидно, что построение социализма требует определенного уровня социалистического сознания 22.
......Что не всегда принималась во внимание в теории, а особенно в практике социалистического строительства.
......История подсказывает нам, что сегодня очень значительная часть человечества находится на первом этапе эволюции. Конечно, оценить человеческий фактор чрезвычайно трудно, но есть все же основания считать, что какая-то часть человеческой популяции находится на второй стадии эволюционного развития. Однако предположение, что она так уж значительна было бы слишком оптимистично.
......Построения социалистического общества в любых условиях трудное дело, а в таких условиях архи трудное, может быть, даже не возможное.
......Это и есть основное трагическое противоречие для современного человечества.
......И самое, пожалуй, трудное состоит в том, что у нас нет исторического времени ждать пока уровень сознания человечества в большинстве своем будет представлено людьми находящимся на втором уровне эволюции. Да и конкретные социальные условия в сегодняшнем мире таковы, что они скорей будут способствовать атавистическому переходу от коллективистского типа сознания к индивидуалистскому, чем наоборот 23.
......Таким образом, нашим главным ресурсом является элемент социалистического сознания.
......И мы должны реально учитывать его в нашем проекте.

Сложные системы.
Малое управляет большим.


......Опыт человечества говорит о том, что даже очень малое количество активного вещества позволяет строить технические системы из тысячи тонн пассивного вещества, где граммы активного вещества играет решающую роль.
......Таковы, например, ядерные реакторы. Надо только научиться найти ту самую единственно нужную работу для этого активного вещества, научиться выделять его из огромной массы пассивного вещества, концентрировать, найти способы его искусственного увеличения. Как не странно все три задачи имеют аналоги в социальной системе.
......Способ применения ресурса социалистического сознания – быть ядром социалистической системы включающее все человечество, обеспечение устойчивости, активности социалистического качества системы.
...... На способе выделения и концентрации этого элемента мы остановимся позже. Как известно количество радиоактивного вещества можно значительно увеличить, создавая элементы с искусственной радиоактивностью. Социальная психология подсказывает, что социальные психические свойства человека очень чувствительны к внешним социальным условиям, в которых он существует. Это и есть способ, который сегодня дает, в основном, отрицательный вклад в коллективистское сознание человечества.

Элита.

......Как же нам использовать этот редкий, драгоценный ресурс социалистического сознания?
На его основе должна быть построена элита человеческого общества.
......Это единственно разумное решение. Иначе она будет распылена, поглощена пассивной индивидуалистической частью общества.
......Правящая элита, часто составляет незначительный процент от численности населения, которым она управляет. Тем ни менее, когда элита является активной, здоровой, достаточно сплоченной ей чаще всего удается руководить в сотни раз превосходящей ее пассивной массой 24.
......Беда заключается в том, что элита, сформированная первоначально для руководства массами для решения каких-то стоящих перед обществом задач очень быстро перерождается и направляет свои усилия на эксплуатацию породившего его общества. Разрушение исторических социальных систем обычно начинаются с гниения социальных групп, из которых рекрутируется власть. Убедительными примерами такого рода является крушение Римской и Российской империи. Как говорит пословица: «Рыба гниет с головы». Главный трагический пример такого рода – крушение СССР. Объективное рассмотрение произошедшей контрреволюции показывает, что ни какого экономического кризиса в стране не было. Он возник, как в результате намеренных или случайных действий горе реформаторов и провокационной деятельности либеральной интеллигенции. Были действительно серьезные трудности, связанные с необходимостью серьезным и последовательным переходом к всестороннему углублению социалистических отношений, усилении роли человеческого фактора.
......Обвал нашего общества произошел потому, что его, прежде всего, предала элита. Точнее две элиты. Элита правящая и элита интеллектуальная и духовная. Если бы ни этот союз предателей разрушителей, страна бы выдержала, и мы не встречали бы сегодня шквал глобального кризиса на развалинах нашей страны.
......Главной причиной гибели первого социалистического общества является перерождение его элиты.
......Значит для устойчивого существования социалистического общества необходимо:
......1. Чтобы во главе общества стояли люди, обладающие социалистическим сознанием;
...... 2. Правящая элита должна воспроизводиться, то есть обладать устойчивостью.

......Очевидно ни элита СССР, ни элита социалистических стран не удовлетворяли этому требованию.
......Исторические причины этого вполне объяснимы. К правящей партии всегда примыкает много людей, желающих использовать вхождение во власть для личной карьеры. Люди с социалистическим сознанием обычно первыми бросаются в самые опасные места, и их количество быстро уменьшается.
......Путь реального социалистического общество идет через зигзаги и очень многие не выдерживают напряжения.
......Но самое главное, советское общество во многом, ограничив частную собственность, не поставило серьезных заслонов бюрократизму, который представляет не меньший яд для социализма, чем частная собственность.

Строение
социалистического сознания.

......Как было сказано в этом параграфе, целостное социалистическое сознание требует сочетание двух элементов: высокого уровня моральных и нравственных качеств и интеллекта второго типа 25. Отсутствие хотя бы одного из этих качеств, не позволяет использовать таких людей в качестве базового опорного материала для построения социалистического общества 26.

Распределение
социалистического сознания
в человеческой популяции.

......В качестве образа для представления группы людей, обладающих социалистическим сознанием во всей человеческой популяции, можно представить какой-нибудь очень редкий элемент, например, радий, в ничтожных количествах, распределенный среди прочих химических элементов.

Гауссова кривая
Социалистического сознания.

Если предположить, что социалистическое сознание 27 распределяется непрерывно от самых отрицательных ( например, агрессивности, эгоизма) до самых положительных (например, альтруизма), то распределение какого либо его в группе людей можно изобразить графиком, где по оси абсцисс будет откладываться число условно определяющее значение социального сознания, а по оси ординат количество членов группы, которые обладают данной моральной характеристикой, откладываемой на оси абсцисс. Если мы соединим, построенные точки плавной кривой, то мы получим колоколообразную кривую. Это очень понятно, так как в среднем очень «плохих» и очень «хороших» всегда меньше, чем «средних».
......В математике есть кривая, которая как раз имеет такой колоколообразный вид 28. Она широко используется для широко распространенных закономерностей, когда количество средних, резко преобладает над количеством крайних 29. Конечно, с распределением социалистического сознания дело обстоит гораздо сложнее, чем с распределением учащихся класса по росту, или распределением молекул газа по скоростям. Я не думаю, что мы, когда ни будь, сможем получить математическое описание распределения моральных качеств человека. Но, чтобы серьезно исследовать эти вопросы, необходимо иметь о них качественное представление для решения наиболее важных социальных задач.

Воздействие общества
на социалистическое сознание - факт.

......История неопровержима показывает, что кривые, описывающие распределение моральных принципов очень чувствительны к воздействию общественных процессов.
......Так философы и гуманисты немцы под влиянии фашизма могут превратится в человеко ненавистников, то есть гауссова кривая резко сдвинется влево в область отрицательного качества , захватив почти всю кривую распределения. Обычно революции, народно освободительные движения с одной стороны дают примеры массового героизма и самоотверженности, а с другой стороны порождают эпидемии жестокости. Разрушение СССР и построение капитализма в России привело к патологическому возрастанию эгоистических и индивидуалистических качеств.

]

Человечеству необходимо сдвинуть
кривую распределения нравственности вправо.


......Совершенно очевидно, что внешние условия очень сильно воздействует на кривые распределения моральных качеств в обществе. Таким образом, здесь содержится ответ на один из фундаментальных вопросов, которые пытается решить человеческая мысль.
Люди, по натуре своей, в большинстве не дьяволы и не ангелы, но дольно просто создать условия, чтобы превратить их в дьяволов, и очень не просто создать условия, чтобы превратить их большинство в более ни менее приличных людей с точки зрения «разумного эгоизма» Чернышевского. Так что симметрии здесь нет. Основная задача социализма постоянно сдвигать кривую распределения моральных свойств вправо, усиливая роль положительных моральных качеств.

До сих пор
исторические попытки
решения этого вопроса
заканчивались крахом.

......Это безумно трудная многолетняя задача. Причем главная трудность заключается в том что надо не только сдвигать кривую распределения моральных качеств вправо, но и поддерживать ее в достигнутом состоянии. Это еще трудней. Падение общественной морали происходит как скоротечная эпидемия. Общество даже не успевает понять, что с ним происходит, как оказывается в глубокой моральной яме. Ярким примером этого является трагедия, которая произошла с нашей страной.
......Человечество неоднократно подымало этот вопрос, и делались даже робкие попытки для его решения .В истории это нашло свое отражение в религиозных течениях. Можно без сомнения сказать, что это оказало серьезные воздействия на отдельных людей и небольшие группы. Но исторических доказательств, что религиозные движения повышало общие моральные качества крупных групп, оставившие следы в истории у нас нет.
......Обычно люди легко принимали те или иные религиозные формы, под которым чаще всего крылся обыкновенный эгоизм.

Сегодня это не вопрос морали,
а вопрос выживания человечества.

Изменения нравственного климата общества, один из фундаментальных вопросов. Без этого бессмысленно говорить о построении социализма, а значить и выхода из системного глобального кризиса.
......Особенность нашего глобализированного мира заключается в том, что сегодня вопрос преодоление зверя, который спокойно уживается под респектабельной одеждой современного человека это уже не столько вопрос морали, сколько вопрос выживания человечества. И это, как не странно, возможно, дает ему некоторый шанс.

Ни рая на земле,
ни коммунизма не будет.


...... Закон социального трения говорит о том, что какие бы усилия по смещению кривых нравственных и интеллектуально социальных качеств не предпринимались, эти кривые всегда будут пересекать ось, отделяющую положительные значения этих качеств от отрицательных. То есть отрицательные значения этих категорий будут всегда существовать, и кривые никогда не выродятся в прямые параллельные оси ординат. Значит «безнравственность» нельзя довести до нуля, а «нравственность» до 100%, потому что всегда существуют генетические структуры в популяции и социальные механизмы, которые делают это невозможным, о чем неустанно предупреждал общество Достоевский.
......Эти простые рассуждения позволяют сделать важные выводы, позволяющие удерживать теоретическое построение модели социализма в реальных рамках.
......Ни рая, ни коммунизма не будет. Если нам сильно повезет, будет какое-то возможное приближение к этим идеальным моделям, которое даст возможность человечеству, да и всей планете в целом существовать.

Государство необходимый элемент
любой развитой социальной системы.

......Обязательное наличие в любом социуме какого-то количество членов с отрицательным и малым уровнем социалистического сознания делает необходимым наличия структур типа государств, осуществляя определенное необходимое насилие 30.
......Структуры типа государственных необходимы еще и потому, что социальные системы – это сложные системы, которые должны обязательно содержать элементы встроенного управления, в том числе и директивного (см. §5).
......Таким образом, государство должно существовать в социалистическом обществе. Однако нельзя забывать о том, что государство исторически является источником порождения бюрократизма и частной собственности, поэтому в социалистическое государство должен быть встроена социальная «иммунная» система, держащая эти антисоциалистические свойства под контролем.



1 Маркс и Энгельс это прекрасно понимали, поэтому делали основные предположения относительно того, что должно не быть в социалистическом обществе, и очень небольшие предположения общего характера. Маркс и Энгельс это прекрасно понимали, поэтому делали основные предположения относительно того, что должно не быть в социалистическом обществе, и очень небольшие предположения общего характера.

2 Здесь нам необходимо вернуться к некоторым вопросам эволюции человека, которые уже обсуждались в конце §6 первой главы.

3 Более точно формаций основанной на эксплуатации и социалистической формации.

4 Я позаимствовал из книги С. Кара- Мурзы (Истмат и проблема Восток-Запад. Цитируется по сайту). некоторые цитаты, подтверждающие этот тезис. Вот 17 век , один из основоположников английского либерализма Гоббс: «Таким образом, естественное состояние человека – «Борьба всех против всех (bellum omnium contra omnes)». А вот точка зрения немецкого философа конца 19 века Ницше: «Сама жизнь по существу своему есть присваивание, нанесение вреда, преодолевание чуждого и более слабого, угнетение, суровость, насильственное навязывание собственных форм, аннексия и по меньшей мере, по мягкой мере, эксплуатация». А , вот, наконец, наш современник и соотечественник, известный в прошлом хирург Н. Амосов в своей статье «Мое мировоззрение» в «Вопросах философии» пишет: «Человек есть стадное животное с развитым разумом, способным к творчеству… За коллектив и равенство стоит слабое большинство людской популяции. За личность и свободу — ее сильное меньшинство. Но прогресс общества определяют сильные, эксплуатирующие слабых».

5 С этим прискорбным, но совершенно очевидным фактом связаны многие социальные трагедии нашего времени. К сожалению, безграмотность эта соседствует с вопиющей безответственностью за свои действия, за свою роль в трагедии страны. Виноваты абсолютно все: советское прошлое, партия, народ, особенно русский, марксизм, но только не идеологический терроризм, который почти пол века обрушивался на головы людей.

6 Психологические черты бога Ветхого Завета явно носят патриархально – племенной характер, что соответствует первому эволюционному этапу развития человека, в котором на первом плане выступали индивидуалистические черты.

7 Существуют предположение, что современный вид человечества homo sapiens осуществил по всей планете мировую зачистку, уничтожив своего потенциального соперника неодертальца в борьбе за власть над планетой.

8 Маркс и Энгельс не раз указывали на то, что в условиях общества, построенного на эксплуатации семья, была низовой ячейкой, в которой реализовалась это эксплуатация. Несмотря на то, что чаще всего низшая ячейка общества репродуцирует социальные отношения системы, в которую она входит, мы имеем большое количество примеров социалистической семьи.

9 Недаром лозунгом людей штурмовавших Бастилию были: братство, равенство, свобода. То, что после победы реальность стала совсем не такой за которую они отдавали свои жизни это совсем другое дело.

10 Разумеется этот список не полон.

11 Сейчас появилось огромное количество литературы у нас и за рубежом, доказывающее что все достижения внутренние и внешние не имеют отношения к социалистическом строю, а вызваны обстоятельствами, к нему не относящимися (религией, русским характером, жестокостью, очень высокими экономическими достижениями дореволюционной России, мощью союзников, или желанием Сталина завоевать Мир). Наоборот все трудности, выпавшие на долю страны в этот исторический период обьясняется всегда черной природой Социализма. Большинство этих утверждений не выдерживает спокойного добросовестного анализа. Но такой стиль господам идеологам не выгоден, так как их вовсе не интересует историческая правда, которая как жизнь нужна обществу для движения вперед. А свой идеологический навар в этой мутный в воде они получают. К сожалению, сегодня критический уровень публики, степень понимания социальных процессов настолько низок, что такой стиль позволяет отравлять этими зловонными пиаровскими кушаньями души людей.

12 Под этим понимается, что цивилизация достигла своей высшей точки и все дальнейшие изменения ведут только к ухудшению, а может быть даже гибели.

13 Обвинение Маркса и Энгельса в провозглашении «Конца истории», выдвинутое антимарксистами, заключается в том, что мол Маркс и Энгельс считали, что история завершается последней формацией – социализмом. Уж прямо не знаю чего здесь больше: глупости, или намеренной лжи. Маркс и Энгельс утверждали, что после капитализма человечество может наступить новый качественный этап истории, где развитие будет заключаться не в смене формации основанной на эксплуатации на формацию такого же типа, а в качественных изменеииях, о которых мы сегодня судить не можем. Тому есть серьезные поверждения в развитии человеческой популяции. Анатомические изменения в виде homo sapiens закончились милионны дет назад и началась новая эра психического и социального развития.

14 Например, известная антиутопии Джоржа Оруэлла «Ферма животных», «1984». Например, в «Ферме животных» трудящиеся, домашние животные, под руководством свиней (революционеров) устраивают революцию, и прогоняет хозяина, пьяницу фермера жестоко эксплуатирующего их. За тем свиньи организуют новое государство, где став господствующим классом, который эксплуатирует трудящихся фермы еще более жестоко, являются свиньи. Таковы возможные альтернативы человечества.

15 Иногда эти дыры расширяются до размеров, способных поглотить мировую цивилизацию, как известно для современных либералов любой плевок, что божья роса. Это говорят совершенно обыкновенный, совершенно необходимый периодический кризис. Он пройдет и будет даже еще лучше. В общем, обманывают в первую очередь всех людей земли, а затем и себя самих. Точно также поступали жители легендарной Помпеи, жившие на склоне Везувия, занесенные пеплом тела которых находят археологи.

16 Она росла вместе с качественными изменениями средств коммуникации (письменность, печать, радио, телевизор, Интернет), так и с ростом уровня образования человечества.

17 Для этого нужна постоянная пропагандистская работа, проводимая среди населения, на уровне, доступном конкретным социальным группам, по преодолению разорванности сознания и блокады наркотического эффекта СМИ. Глубокий анализ механизмов манипулирования масс провел С.Г. Кара-Мурза. Его книги: Манипуляция сознанием (2007), Революции на экспорт(2006), В поисках потерянного разума (2007), Антисоветский проект (2009), Истмат и проблема Восток-Запад, Советская цивилизация содержат подробный критический анализ самых острых социальных вопросов, в частности механизмов манипуляции сознанием. Они могли бы быть базой для пропагандистской и исследовательской работы в этом очень важном направлении.

18 Однако, я полагаю, что недостойно и неумно валить все неприятности нашего времени на великих социалистов предшествующих нам. Они дали самую глубокую теорию истории, насколько могли, пытались реализовать свои убеждения в социальной практике, сделав социализм из призрака реальной планетарной силой. Однако их теоретический телескоп, с которым они разглядывали будущее, имел принципиальные ограничения. Нам нужно с благодарностью модернизировать этот телескоп и направить его не на их будущее. Оно прошло, а на наше собственное будущее.

19 Но как говорит известная русская поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

20 Достаточно вспомнить фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли».

21 Это подтверждается огромным количеством художественной, публцистической и научной литературы второй половины 19 и начала 20 века. Это достаточно убедительно раскрыто в книге С.Г. Кара-Мурза в книге Советская цивилизация от начала до великой победы (М.: Алгоритм, 2004).

22 См. пункт Интеллект второго типа этого параграфа.

23 Вопрос созрели ли условия для каких-то качественных преобразований или нет, один из проклятых вопросов истории. Решение здесь всегда зависит от конкретных условий.

24 История полна примерами такого рода. Римская и Британская империи, Петровские реформы и социалистическая революция в России и.т.п.

25 Конечно, данное определение социалистического сознания очень условно. На самым деле социалистическое сознание, несомненно, системное понятия, и требует наличия многих других качеств, особенно использование его в качестве конкретного критерия для определения места человека в структуре человеческого оьбщества. Я полагаю, что выроботка критериев такого рода должно быть важным направлением научных исследований.

26 Бесспорно, что наличие хотя бы одного из качеств делает их носителей существенным моментом для функционирования социалистической системе. Однако они нуждаются в постоянном направлении и контроле. И должны занимать в системе управления уровни низшие, чем люди, обладающие социалистическим сознанием.

27 В этом пункте мы для простоты считаем, что социалистическое сознание представлены только морально нравственными характеристиками.

28 Такая функция называется Гауссовой кривой.

29 Такими свойствами обладают, например, распределение учеников одного класса по росту и успеваемости, молекул газа по скоростям, и огромное число признаков самых разнообразных систем.

30 Другое дело надо постоянно контролировать и минимизировать уровень необходимого насилия.


Главная
Оглавление
Назад
Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь