В.Горенбург - СМНМ

Главная

Оглавление

Назад

Вперед...


 

§4. Дети, играющие на пороховом погребе.

 

 

 

<M1>

Homo sapiens

Человек разумный?

Теперь у нас появилась база, чтобы поговорить о шансе существования популяции homo sapiens.

На первый взгляд, кажется, что шанс выживания есть, так как это условие связано с уровнем умственной деятельности, а именно это и заложено в видовом определении, как основное отличие популяции человека от других своих собратьев по древу жизни.

 

<M2>

Мы ближе к своим

 соседям по древу жизни,

чем нам кажется.

На самом деле все гораздо сложнее.

Потому, что при более подробном рассмотрении, оказывается, что мышление человека имеет те же ограничения, как это не странно, что и мышление наших братьев меньших.

<M3>

Что может и что пока не может

 человечество как единое целое.

Разумеется, на первый взгляд мышление человека охватывает гораздо большие масштабы структурной, пространственной и временной деятельности, чем мышление животных.

Он  роет каналы, строит дороги, завоевывает чужие территории, исследует космические пространства, заботится о жизни своих детей, а иногда и рода и т.д.

<M4>

Каковы итоги?!

Но, если мы внимательней присмотримся к результатам его деятельности, то увидим, пересохшие реки, вырубленные леса, плодородные земли, превращенные в пустыни, лишенные жизни и захламленные материки, моря и океаны.

Как совершенно справедливо  замечает один из героев раннего Бродского: «Мы, оглядываясь, видим лишь руины».

  И это не случайность – это повторяется изо дня в день из года в год из века в век.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<M5>

На пыльных дорожках

нашей планеты

остались наши следы.

 Только, если раньше шрамы, которые человек оставлял на теле Земли, носили местный, локальный характер, и мать природа успевала залечивать все раны, которые наносили ей легкомысленные и эгоистичные дети, то в новейшей истории кровь Земли хлещет буквально из всех пор.

Разрушения, которые цивилизация наносит природе, приняли глобальный планетарный характер.

 Об этом говорят дыры в нашей атмосфере, загрязнение, потепление. Страшных признаков не перечесть.

 И сегодня нет никаких надежд на преодоление этого страшного кризиса.

 

<M6>

Здесь и сейчас!

 И это происходит потому, что в определенном отношении  мышление человека, как это не парадоксально звучит, только в количественном, а не в качественном смысле отличается от мышления животного.

Задачи, которые решает мозг животного можно выразить на популярном жаргоне репортеров: «Здесь и сейчас». 

Примерно также выглядит планирование жизни подавляющего количества представителей цивилизации.

У элитной части населения сроки планирования увеличиваются: приобрести дом, дать детям образование, сделать карьеру, разбогатеть и т. п.

Очевидно, сроки индивидуального планирования не превосходят как правила десяти лет, оставаясь в среднем гораздо меньшими.

Что можно сказать о групповых, социальных интересах.

<M7>

Индивидуализм, 

как формула жизни!

Конечно, преобладающими являются индивидуальные интересы, отражающего интересы «Я», в борьбе за место под солнцем, в борьбе всех против всех, против природы и другого человека.

 

 

<M8>

Групповые интересы.

Далее идут групповые интересы, причем, чем больше членов входит в группу, тем слабей, обычно, бывают связи: семейные, корпоративные, региональные, государственные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<M9>

Социальные группы.

Важное место в современном мироустройстве занимают социальные группы.

 

<M10>

Ни какая группа

 не выражает интересы

 всего человечества в целом.

Но какие бы  не были группы, они не совпадают со всем человечеством и, следовательно, не могут  представлять все человечество и пытаться планировать и решать задачу его выживания.

 

<M11>

Мышление группы

всегда ограничено.

История  показала, что человечество, представленное исторически возникшими группами, может каждый раз решать простые задачи – одноходовки, не учитывающие дальнейших последствий, и трудностей, например, выиграть войну (горячую или холодную), проводить массовую автомобилизацию, компьютеризацию, капитализацию общества, учитывая только сиюминутные интересы отдельных групп, и не учитывая возможных социальных последствий,  даже, как правило, для отдельной группы, не говоря о человечестве в целом.

<M12>

Человечество,

до сих пор жило

 по принципу

«здесь и сейчас».

Таким образом, глобального человеческого мышления, как в пространственном, так и временном масштабе не существует. 

То есть человечество, как и животные, может планировать свою деятельность по принципу «здесь и сейчас».

Разница заключается только в том, что границы этих понятий несколько расширены по сравнению с животным миром.

 

<M13>

Судьба человечества

 – игра стихий!

Но вопрос существования  человеческого рода решается  на том же уровне, как и судьба всех остальных видов на древе жизни.

Она решается игрой безрассудных стихий.

<M14>

Цивилизация

угрожает биосфере.

На самом деле все обстоит гораздо хуже.

 В силу некоторых специфических свойств вида homo sapiens перспектива его выживания гораздо меньше, чем перспектива любого вида существующего вне цивилизации, если бы такое было возможно.

Более того, если цивилизация будет развиваться таким же образом, каким она развивалась до сих пор, то оно рискует не только погибнуть само, но  утащить за собой на тот свет всю биосферу планеты.

 

<M15>

Чтобы вылечить болезнь,

 надо ее понять.

Наша дальнейшая задача понять причины, которые привели нас к границе пропасти.

Но сегодня главная задача убедится, что вероятность коллапса не выдумка нервозного интеллигента, а совершенно реальная опасность.

 

<M16>

Мировой исторический опыт

 – единственный источник познания.

Единственным реальным критерием, который дает нам некоторые шансы понять причины сегодняшнего  состояния глобального мира дает исторический процесс, то есть 10 – 15 тысяч лет исторического существования человечества.

 

<M17>

Война!

Здесь мы только отметим, что словом наиболее типичным для существования человечества во все эпохи была война.

 

<M18>

Мы стоим на краю бездны!

Специфика сегодняшнего времени заключается, в том,   что мощность вооружений так и масштабы людей в ней участвующих приобрели глобальный характер.

Глобальность его заключается в том, что масштабы, которые приобрела война сегодня реально угрожают жизни на планете.

Наука убедительно доказывает, что накопленным оружием можно несколько раз уничтожить жизнь на нашей планете, а трагедии на атомных электростанциях это беспощадно подтверждают.

 

 

<M19>

Ружье, висящее на стене,

обязательно выстрелит…

В драматургии существует закон, что ружье, висящее на стене, должно обязательно выстрелить.

Этот закон с  большой вероятностью может быть применен к  жизни общества.

Нельзя бесконечно долго стоять на краю обрыва.

Рано или поздно ты обязательно рухнешь в него.

 

<M20.>

Пока не поздно,

историю надо учить.

Эти мысли невольно вызывает мучительный вопрос:

Учит ли человека история?

В XX веке произошла первая мировая война, унесшая и покалечившая миллионы людей.

А, меньше чем через двадцать лет началось новая мировая война, жертвы которой на порядок превзошли предыдущую.

Вторая половина XX века это вяло текущая война либо в холодной, либо в активной форме.

 

 

<M21.>

В мире пахнет гарью.

Сегодня угроза ядерной войны, снова как никогда велика.

Отсюда напрашивается трагический для человека вывод:

 

<M22>

История нас ничему не учит!

Единственный вывод, который можно сделать из изучения истории заключается в том, что история нас ни чему не учит!

 

<M23>

Дети, играющие

на пороховом погребе!

Сегодняшнее поколение,  больше всего напоминает детей, затевающих на крышке  порохового погреба, безумные и  азартные игры с огнем.

 

<M24.>

Этот мир должен быть разрушен.

А многоопытная история с высоты своих 150 веков глядит на эту картину, от которой стынет кровь, и как древняя троянская пророчица кричит о том, что рано или поздно этот мир должен взорваться.

 

 

 

Главная

Оглавление

Назад

Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь