В. Горенбург - Быть или не быть.

Главная

Оглавление

Назад

Вперед...


  §6.Человек есть мера всех вещей. 

 

<M1>

В чем основная причина

Мирового Глобального

Системного Кризиса (МГСК)?

Выше мы уже говорили о том, что причины кризиса любой социальной системы могут иметь, как внешний (изменение климата, истощение ресурсов, падение метеорита и  т.п.), так и внутренний характер, вытекающий из сущности социальной   системы.

 

<M2>

Системность.

Однако термин системность, говорит нам о том, что в данном случае речь идет о внутреннем свойстве системы.

Так, как в данном случае причиной кризиса является не какой-то отдельный фактор, а совокупность многих причин.

<M3>

Человек – атом

социальной системе.

Но очевидно главным характеристическим свойством социальныой системы, является тот факт, что ее атомом является человек.

 

<M4>

Человек корень проблемы.

Поэтому совершенно ясно, что, не познав специфику человека, мы вряд ли сможем найти пути необходимого самовывода его из глобального системного кризиса.

 

<M5>

Первая научная революция.

Век познания начался два с половиной тысяч лет тому назад в эпоху античности, когда родилась наука.

 

<M6>

Объективность -

главный секрет науки.

Человек впервые научился познавать тайны неба, воды  и земли.

И это удалось ему только потому, что в эту эпоху, человек раскрыл тайну научного виденья мира, которая содержалась в одном простом условии.

Взгляд человека, на чтобы он, его не кинул, должен быть объективным, то есть он не должен зависеть от всех его чувств и переживаний, от места и времени, от веры, эпохи, возраста, пола, положения, которое он занимает в обществе.

 

 

 

 

 

 

<M7>

Рефлексия – новый этап

развития человечества.

Именно в эпоху античности произошел новый скачок главного отличия человечества от остального мира живого.

Мысль, до этого направленная на внешний мир впервые обратилась на саму себя.

Великий французский палеонтолог  и антрополог Тейяр де Шарден назвал это озарение рефлексией.

 

<M8>

Принцип

относительности познания. 

Древнегреческими философами впервые было осознано, что ни органы чувств, ни мышление человека сами по себе не настолько совершенны, чтобы дать абсолютно верную картину окружающего нас мира.

 

<M9>

Для науки необходимо

правильное мышление.

Но чтобы получить хотя бы приближенно верную картину  о нем нужно заменить интуитивное от природы нам данное мышление, на правильным мышлением, позволяющим учесть присущие человеку и человечеству ограничения, как инструменту познания.

          <M10>

Логика.

В эпоху античности древнегреческие философы заложили основы правильного объективного мышления.

Во-первых, они начали разработку формальной логики, науки позволяющей переходить от  правильных умозаключений к другим правильным умозаключениям.

 

<M11>

Геометрия Евклида.

Во-вторых, они на основе законов формальной логики разработали геометрию Евклида, раздел математики, которая имеет высокий уровень объективности.

 

<M12>

Самосозерцание  требует мужества…

Но когда философы перевели свой взыскательный взор с неба на землю и направили его на самих себя, то есть на род человеческий, уровень объективности в их рассуждениях резко понизился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<M13>

Непознаваемость мира.

Часть из них  осознали ограниченность человеческого взгляда, как невозможность познания.

Наиболее полно суть воззрений древнегреческих софистов выразил Протагор.

 Ему принадлежит знаменитое положение:

 «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Но поскольку человеческое познание субъективно и ограничено, то мир не познаваем.

 

<M14>

Протагор был неправ.

Как показала эволюция исторического процесса, тезис Протагора не  выдержал  исторической проверки.

Не смотря на относительную познаваемость мира  видом Homo Sapiens, он выиграл турнир видов на планете Земля.

<M15>

Запрет на самопознание человека.

Однако скепсис  древних софистов оказал большое влияние на дальнейшее развитие человечества.

Привычка пристально не глядеть на себя, энергично поддерживаемая религией и правящими элитами прошла через все века.

Частным случаем этого явления был запрет в средневековье анатомировать умерших больных.

Врач, открывший малый круг кровообращения, Мигель Сервет был сожжен в 1553 году по приказу  Кальвина в Женеве на медленном огне.

 

<M16>

Незнание сила.

Невежество масс всегда было эффективным  условием эксплуатации.

Оно успешно дожила до нашего времени и сегодня в механизме пост капитализма оно играет еще более существенную роль, чем в наивные прошедшие времена.

Пресловутая Болонская система убедительно подтверждает этот очевидный факт[1].

                                                                                                                                                                    

<M17>

Начинать с себя.

Поэтому, сегодня, прежде чем решить, куда двигаться дальше, нам необходимо трезво без пристрастия взглянуть в лицо героя сегодняшней трагедии человека.

 

.

 

 

<M18>

История человечества

 – история катастроф!

Впрочем, может я просто придумал причину для беспокойства.

Вид Homo Sapiens – Человек разумный живет уже миллионы лет.

Исторический человек существует уже 10 -15 тысяч лет.

И история его жизни очень напоминает задачник по теории катастроф.

Так много барьеров пришлось преодолеть Человечеству.

 

<M19>

Мы подошли к самому

грозному барьеру.

Но сегодня Человек подошел к баръеру далеко превосходящиму те, через которые он переходил до сих пор, и для преодоления этого  баръера человечеству необходимо приобрести новые качества.

Так, что реальная угроза существованию человечества не когда не была так высока.

 

<M20>

Мы настолько  очеловечились,

насколько научились думать

Мне представляется, что этот тезис обладает очень большой вероятностью для человека, имеющего некоторое представление о мировом историческом процессе, и обладающего некоторыми элементами здравого смысла и критического анализа.

 

<M21>

Реальный человек

 не ангел и не дьявол.

Для этого необходимо, прежде всего, отказаться от распространенных в истории идеалистических мифов о человеке, представляющих его как ангела или «падшего ангела».

Необходимо видеть человека реального.

<M22>

Объективность,

 как последняя надежда.

Для этого надо преодолеть субъективное индивидуалистическое  представление,  вызванное тем, что говоря о человеке, мы фактически говорим о  себе, и научиться смотреть на человека также как наука смотрит на все другие объекты познания.

 

<M23>

Мера реализуется

эволюцией науки.

Человек становится мерой вещей в определенной области настолько, насколько позволяет уровень развития, достигнутый в этой области наукой.

 

 

 

 

    <M24>

Объективна ли мера человека?

Начать надо с того, что глубже вдуматься в тезис Протогора (<M13>).

Обычно его воспринимают, как еще один дифирамб человека самому себе.

Примерно также  как знаменитый афоризм Горького:

- Человек это звучит гордо!

Но все оказывается гораздо сложнее.

Известно, что, сколько людей, столько и мнений.

Если мы будем измерять, какую ни будь вещь такой мерой, то  совместное существование  человечества, как единого целого станет не возможно.

Мера явно зависит от исторического периода, в котором живет  данный человек от его социальной группы, страны и т д.

  <M25>

Необходимость

универсальной меры

Значит, любое взаимодействие между людьми должно начинаться с установления общей меры.

Значит мера не должна  зависить ни от каких индивидуальных обстоятельств, то есть быть объективной.

  <M26>

Поиск

 универсальных категорий

это задача науки.

Мы выше уже говорили о том, что единственная область, по крайней мере претендующая, на объективность, является наука.

Поэтому, естественно  использовать критерии объективности, рекомендуемые наукой.

  <M27>

Категории меры

должны уточняться

в каждый исторический период.

Поскольку известно, что в процессе развития научные критерии постоянно уточняются, то разумно использовать самые современные критерии выдаваемые наукой.

 

  <M28>

Жесткий критический отбор.

Наука, как и все общественные институты понятия довольно расплывчатые.

В конце концов, представители этой надменной области не больше чем люди, и им свойственны все субъективные заблуждения присущие этому виду.

Потому при использовании научных критериев, крайне важно использовать не случайные, а уже прошедшие серьезную критическую проверку фактов науки.

 

 

  <M29>

Задача моделирования

социальных  систем.

Высказанные здесь соображения имеют непосредственное отношение к задаче выбора основных категория для объективного моделирования сложных систем, к числу которых, несомненно, относятся социальные системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Главная

Оглавление

Назад

Вперед...

=======================================================================================================================================

Адрес автора. Щелкните здесь



[1] Сторонники Болонской системы не понимают, что её распространение превращает людей в рабов. А. Фурсов.