В. Горенбург - Быть или не быть.

Главная

Оглавление

Назад

Вперед...


 

 

 

А2. Уровень социального мышления общества определяет его будущее.

 

 

Уровень современного мышления человека не соответствует сложности современного мира.

Этот факт, бесспорно, доказывается уровнем дискуссий, который происходит в сетях.

 

<M1>

Глобальный кризис.

Два положения, которые сегодня становятся все более очевидными  для людей, у которых горизонт мышления несколько шире обыденного сознания.

 Все больше людей начинает понимать, что наша глобальная мировая цивилизация находится в остром уникальном системном кризисе.

<M2>

Основное противоречие.

  Центр тяжести кризиса находится не в нашем экономическом, технологическом пространстве, а в нашей психологии, в нашем интеллекте.

 

Научно-технический прогресс, резко ускоривший темп материальной и социальной жизнью общества, породил резкое противоречие между материальным могуществом человека и уровнем его социального сознания, то есть, говоря более подробно уровнем массового социального сознания, социального интеллекта и системы знания. 

Современные люди очень похожи на маленьких детей, играющих ядерными головками и генетической инженерией.

Такое положение, затянувшись обязательно рано или поздно приведет к коллапсу.

 

<M3>

Уменьшить размах ножниц.

Значит перед человечеством, в целом, сегодня   встала, как и на всех предыдущих этапах его эволюции,   острая проблема выживания.

Суть ее заключается в резком уменьшении ножниц между уровнями материального и социального развития.

 

<M4>

Начать с повышения уровня

 социального мышления.

Начать распутывать этот клубок лучше всего с рационального мышления, так история убедительно показала, что нравственный дурак не менее опасен, чем умный эгоист.

<M5>

Темп жизни и сложность

проблем увеличились.

Ускорение развития жизни общество привело к тому, что сложность проблем, которые приходится решать человечеству, значительно увеличилась.

<M6>

Нужна методология

современного мышления.

Следовательно, должна появиться, отражающая его методология современного научного мышления.

Это методология должна равноправно отразить весь опыт мышления, пройденный человечеством, то есть его эволюцию, и его современную специфику.

Я для  краткости, вместо термина современнее мышление использую понятие СМНМ ( Системная Методология Научного Мышления).

Настоящая статья является попыткой  коротко наметить некоторые вопросы методологии современного мышления.

Более подробно эти вопросы обсуждаются в разделе настоящего сайта: 2. Статьи. Методология науки. Сложносистемное  мышление: Статья: «Что такое научное мышление» (victorgorenburg.narod.ru/book/05.html).

 

<M7>

Два уровня изложения.

СМНМ сложная трудно понимаемая на интуитивном уровне система.

Ввиду этого, мне показалось целесообразным провести изложение на двух уровнях.

В этой статье дать предельно упрощенное интуитивное изложение основных понятий.

А после некоторой теоретической подготовке перейти к его более детальному изложению.

<M8>

 олюции

процесса мышления.

Основным методом анализа СМНМ является анализ эволюции процессов мышления.

<M9>

Рефлексия.

Основным понятием, раскрывающим существо процесса мышления, является понятие рефлексии, осознанного пошагового управления процессом мышления.

 

<M10>

Информационные

процессы мышления.

Процесс мышления есть  процесс переработки информации.

Поэтому для понимания процессов мышления необходимо понимать специфику информационных процессов человеческого мышления.

 

 

<M11>

Перестройка

образования.

Повышение уровня мышления требует принципиальной перестройки процесса обучения.

 

<M12>

Специфика сложных систем.

Обращается внимание на принципиальное отличие процессов мышления простых и сложных процессов и, следовательно, с одной стороны математических, естественных и технологических наук, а с другой стороны гуманитарных наук.

<M13>

Причина кризиса гуманитарных наук.

Высказывается предположение, что это отличие явилась одним из основных причин перманентного кризиса, как в гуманитарных науках, так и общего мирового системного кризиса.

 

<M14>

Методология

сложносистемного мышления,

 как приближенная теория

гуманитарного мышления.

С позиции единства человеческого мышления, а, следовательно, и научной методологии делается предположение, что более глубокое понимание  современной научной методологии простых систем, в частности,  естественных наук, позволяет увидеть приближенные закономерности сложных систем, то есть наук гуманитарных.

 Максимально возможно быстрое построение СМНМ, и посредством, основанного на ней образовательного процесса, представляется мне наиболее реальным направлением выхода из глобального мирового цивилизационного кризиса.

<M15>

Повышение уровня

логического мышления.

Особенно в тяжелом положении в методологии мышления находится, логика, то есть переход от старого знания к новому.

Повышение уровня логического мышления в сложных системах является одним из самых существенных моментов повышения эффективности исследования сложных систем.

 

 

1.     Взгляды философов.

 

Во втором разделе статьи приводится краткий анализ взглядов на эволюцию мышления двух выдающихся философов XX века.

Я думаю, что раньше, чем высказывать свои соображения насчет современного мышления, полезно познакомится с тем, что думали об этом вопросе умные люди.

 

 

 

А.  Бертран Рассел[1].

 

Отрывок был взят из предисловия к книге Рассела по истории западной философии.

Если придерживаться близкого к истине взгляда, что философия и методология научного мышления имеют, несомненно, много общего, то мысли высказанные в этом отрывке, дадут повод для серьезных размышлений.

<M16>

Только охват целого

дает глубину научного анализа.

Главную мысль, которую четко обозначает Рассел, что только единая наука о мышлении,  охватывающая все эпохи, дает глубокую картину процесса мышления.

Это мысль полностью соответствует главному принципу сложносистемного мышления:

механическая   сумма частей не дает адекватного описания сложной системы.

 

<M17>

Связь времен.

Рассел подчеркивает, что особенно важно охватить связь времен, без чего история мгновенно рассыпается на набор отдельных бессвязных историй, где каждая часть имеет произвольную интерпретацию и наука, как таковая заканчивается.

<M18>

Полная свобода,

как выход в пустоту и хаос.

Рассел подчеркивает, что многие мыслители  не понимают что их, что их свобода строго ограничена жестким контролем со стороны целого, требованием определенного уровня научной связности текста.

Такие ученые работают так, как будто каждый действует в совершенно изолированной среде.

Но сумма изолированных не зависимых миров в мышлении порождает хаос.

А там где в мышлении хаос, там кончается наука.

<M19>

Необходимый

уровень абстракции.

Он также говорит о том, для каждого уровня исторического процесса есть свой необходимый уровень абстракции.

  <M20>

Единство действий и мышления.

Рассел отмечает очень важный факт:

- Процессы сознания  и процессы действия образуют  единую замкнутую систему.

<M21>

Изолированный, голый человек

живет только в голове ученого.

Описание человека без взаимосвязи с его средой обитания грубо искажает реальность.

 

<M22>

Философия

и общество.

Рассел говорит о связи таких казалось бы далеких от друг друга вещей, как высший уровень теоретического мышления эпохи, и практической деятельности общества, охватывающей жизнь всех слоев общества.

 

<M23>

Избирательный отбор

 первичной информации.

Важный момент, на который обращает внимание Рассел, заключается в том, что в условиях острого информационного кризиса невозможно отбирать факты в традиционном стиле Геродота: что вижу, то и пишу.

Ученый обязан видеть основные тенденции исторического процесса, и выбирать факты критичные по отношению к этим тенденциям.

 

 

Вторая половина века ( Эвальд Ильенков)[2].

 

 

Ильенков отмечает четыре важных для нас тенденций эволюционного движения философии.

 

 

<M24>

Вытеснение

идеалистических элементов

 из научной методологии.

Этот фундаментальный вопрос красной нитью проходит через всю историю философии.

Несмотря на все колебания  в научной методологии все же произошло последовательное вытеснение этих элементов из теоретического научного мышления.

К концу XIX века идеализм был  вытеснен из  научных теорий, правда, в основном  форме  позитивизма.

Но в XX веке в условиях мировоззренческого кризиса произошла частичная реставрация идеализма, чаще всего в изощренных формах.

В настоящее время последовательная борьба с идеализмом трудна как по социальным, так  и по  нравственным мотивам.

Религия в наше время стало мощным фактором, влияющим на ход исторического процесса, с которым приходится считаться.

Но наличие идеалистических элементов в научном тексте является мощным ядом, фактически убивающим его научное содержание.

Следовательно, в области научной методологии борьба с вкраплениями идеалистических элементов в научный текст должна быть без компромиссной.

 

<M25>

Эволюция эволюции.

Вторая  линия, которую прослеживает Ильенков, восходящая роль эволюционного метода в научном мышлении.

 

<M26>

Необходимость системного

диалектического мышления.

Ильенков подчеркивает, что диалектический метод, который долгое время считался инструментом, который исследователь мог применять или не применять по своему усмотрению,  в настоящее время стал необходимым элементом теории, описывающей сложный процесс.

 

<M27>

От любви к мудрости …

к науке о процессах мышления.

Для центрального для нас вопроса о научном мышлении, важное значение имеет, описанное им эволюционное движение  предмета философии от науки обо всем до науки о законах мышления.

 

 

 

Эволюция  мышления.

<M28>

Мышление –

эволюционный процесс.

Научное мышление феномен, который мы хотим понять, возникло не разом, как акт божественного творения.

Оно результат  огромного по времени эволюционного процесса.

Поэтому наиболее эффективный способ понимания научного мышления заключается в анализе этого процесса.

В отличие от исследования биологической природы и материальной культуры это сделать не просто, так как этот процесс не оставляет видимых следов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<M29>

Этапы мышления.

Однако самые грубые реперы этого процесса выделить можно:

 

А. Дочеловевеческое мышление.

В. Послеживотное мышление.

С. Историческое мышление.

D.  Начальное научное мышление (Античность).

Е. Рефлексивное мышление.

F. Новое Европейское мышление.

G. Современное научное мышление.

Н. Постсовременное научное мышление (Мышление III тысячелетия)

 

За недостатком времени в этой статье мы остановились коротко только на трех этапах.

На каждом из этих этапов можно усмотреть качественные изменения механизма  мышления, которые последовательно ведут нас к механизму постсовременного мышления.

 

<M30>

Мышление

– информационный процесс.

Главной особенностью нашего рассмотрения был анализ механизмов мышления с позиций процессов переработки информации.

Такой подход позволяет от общих слов перейти к выяснению конкретных деталей процесса мышления.

Это связано с тем, что каждому эволюционному, качественному типу мышления соответствует своя стратегия организации информационного процесса.

 

 

Рефлексия.

 

Главный момент возникновения научного мышления связан с понятием рефлексии.

<M31>

Специфика этапов эволюции.

Каждый эволюционный этап мышления имеет ощутимые свойственные ему специфические отличия.

Так  дочеловеческое мышление в основном реализуется на базе инстинкта.

Для других форм донаучного мышления характерен чисто интуитивный бессознательный тип мышления.

Рефлексивный тип мышления свойственен только человеку и то далеко не всякому.

 

<M32>

Уровень рефлексии.

У каждого человека есть свой индивидуальный уровень рефлексии, который зависит от генетических данных, но, главным образом, определяется степенью развития интеллекта в результате  качественного образования.

 

<M33>

Непреодолимый барьер между

 животным и человеком.

Тейяр пришел к выводу о   не преодолимом интеллектуальном барьере  животного и человека именно по тому, что мышление животного не обладает рефлексией.

Владение рефлексивным мышлением необходимое условие научного мышления.

Тейяр так определяет понятие рефлексии.

 

<M34>

Понятие рефлексии.

С точки зрения, которой мы придерживаемся,  рефлексия — это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим (своей!) специфической устойчивостью и своим специфическим значением,— способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь.

 

Рефлексивно мыслить означает мыслить сознательно.

Как правило,  мы мыслим бессознательно.

<M35>

Элементарные процессы мышления.

 Более того, мы даже не имеем представления о по шаговых операциях из которых состоит процесс  мышления.

Элементарными процессами мышления являются информационные процессы.

 

<M36>

«Ручное» управление.

Таким образом, если в рабочей деятельности мы стремимся к полной автоматизации, то в научном   мышлении у нас задача противоположная, перейти от автоматического управления процессом мышления к «ручному».

 

 

 

 

 

 

 

<M37>

Принцип тотальной

самокритикуемости.

Основной характеристикой рефлексивного мышления является принцип тотальной самокритикуемости процесса мышления.

Это в каком-то смысле близко к известному  методу радикальных сомнений Декарта.

Научится этому не просто, это, в каком-то смысле,  преодолеть свою естественную природу мышления.

Причем психологическая задача не теоретически знать, что такое рефлексивное мышление, а овладеть им, сделать его своим способом мышления.

 

Таким образом, мы, сделали подготовительную работу, чтобы более детально перейти к обсуждению научного мышления, которое я надеюсь осуществить в следующей статье.

Более подробно эти вопросы обсуждаются в разделе настоящего сайта: 2. Статьи. Методология науки. Сложносистемное  мышление: Статья: «Что такое научное мышление» (victorgorenburg.narod.ru/book/05.html).

 

 

 

 

 

 

 


Главная

Оглавление

Назад

Вперед...

 

=========================

Адрес автора. Щелкните здесь

 



[1]  Рассел Бертран «История западной философии» - Ростов на/Д:  «Феникс», 2002,- 992с.

 

[2] Ильенков Эвальд Васильевич Диалектическая логика: Очерки истории и теории.
2‑е изд., доп. Москва, Политиздат, 1984. – 320 с. Очерк 1.